Техника безопасности
Банки игнорируют защиту финансовых транзакций
С каждым годом преступники все реже грабят банки «по старинке» — со стрельбой в потолок и взломом сейфов. Все больше преступлений переходит в Сеть. И своей целью кибермошенники выбирают не сам банк или онлайн-магазин, а наименее защищенные звенья цепи — устройства клиентов и финансовые транзакции.
Между тем меньше половины финансовых компаний в России считают, что им необходимо предпринимать усиленные меры по защите денежных транзакций. Лишь 27% из них обеспечивают своим клиентам защиту устройств, используемых для онлайн-банкинга и работы с платежными сервисами. Как показало исследование, проведенное B2B International, 45% российских компаний, работающих с интернет-платежами, не обеспечивают и не планируют внедрять защиту транзакций на самых уязвимых для кибератак точках — клиентских устройствах. Помимо этого, 33% финансовых компаний не заботятся об установке антимошеннических решений на мобильные устройства своих клиентов, а 48% не пытаются защитить от угроз даже свою собственную информационную инфраструктуру.
Столь беспечное отношение может привести к тому, что клиенты будут терять свои деньги, а следовательно, потери, в том числе и репутационные, будут нести и сами компании. Как выяснилось, 76% российских пользователей ожидают, что финансовые компании возьмут на себя защиту всех их устройств, а 20% уверены, что в случае потери средств компания возместит им ущерб. Таким образом, негативное отношение к организации со стороны ее клиентов — вполне ожидаемое следствие проблем с безопасностью транзакций.
На MES растет спрос
Анализ данных в реальном времени стимулирует рост спроса на новое поколение систем оперативного управления производством. Необходимость повышать прозрачность производства и мониторинга операций оживила рынок систем оперативного управления производством (Manufacturing Execution System, MES). Спрос продолжит расти даже среди некрупных предприятий, особенно с выводом на рынок экономичных вертикальных решений.
По оценкам Frost & Sullivan, в прошлом году мировой рынок MES достиг 4,6 млрд долл. Прогнозируется, что он продолжит расти примерно на 10% в год и к 2020 году вырастет почти до 9 млрд долл. Особо привлекательными для вендоров являются предприятия фармацевтической и пищевой промышленности. Как подчеркивают аналитики, потребность в обработке данных множества операций в реальном времени стимулирует новую волну спроса на современные MES-решения.
Рынок высоких технологий
IDC снизила прогноз роста рынка российских облаков
По оценкам IDC, совокупный рынок облачных услуг в 2013 году в России вырос более чем на 70%, составив около 353 млн долл. Данный рынок включает операционные услуги по подписке (примерно две трети рынка) и проектные услуги (около трети рынка), реализованные в рамках публичного, частного, виртуального частного облаков и их комбинаций.
Рынок облачных услуг вырос чуть больше, чем прогнозировалось IDC год назад. При этом рост был выше ожидаемого в публичных облаках и ниже прогнозируемого — в частных. Низкий рост в частных облаках связан с тем, что в России в основном шло строительство самоуправляемых частных облаков, где операционные услуги оказывает внутренний ИТ-отдел. Число проектов по предоставлению частного облака из ЦОД провайдера оказалось меньше прогнозируемого.
Комментируя характер потребления облачных услуг в различных секторах экономики, следует отметить, что публичные облака были наиболее востребованы в секторе розничной и оптовой торговли, где велик процент малых и средних предприятий. На втором месте оказался сектор финансовых услуг, на третьем — сектор телекоммуникаций и средств массовой информации. Вертикальная структура рынка услуг на базе частного облака была иной — здесь, в силу серьезной обеспокоенности вопросами безопасности, на первом месте оказались предприятия, оказывающие финансовые услуги.
Ведущими поставщиками операционных облачных услуг стали IBM, Salesforce и Microsoft. «Астерос» лидировала в категории оказания проектных услуг по построению частных облаков, опередив в России таких гигантов, как IBM и HP.
IDC снизила прогноз роста рынка облачных услуг в России на ближайшую пятилетку — ожидаемый среднегодовой рост за период с 2013 по 2017 год теперь составляет 27%. Ухудшение отношений с Западом и введение санкций, вероятно, уменьшат степень доверия к услугам, предоставляемым из зарубежных ЦОД, снизят рост числа проектов по предоставлению облачных услуг западными вендорами. Ухудшение экономической ситуации может также снизить количество проектов по построению частных облаков. При этом прогноз снижен незначительно с учетом того, что в условиях сокращения ИТ-бюджетов желание сэкономить на ИТ-инфраструктуре будет способствовать интересу компаний к облачным решениям.
Как отмечает менеджер по исследованиям IDC Александр Прохоров, на сегодняшний день облачные услуги занимают небольшую — около 1% — долю ИТ-рынка в России. При этом облачные технологии пользуются высоким спросом даже в условиях общей стагнации рынка ИТ, что позволяет целому ряду облачных поставщиков увеличивать свои обороты в год на 100% и более.
Компании интересуются DLP
Мировой рынок информационной безопасности в 2014 году превысит 71 млрд долл. Таким образом, по оценкам Gartner, его рост составит почти 8%, а наиболее динамичным сегментом станут DLP-системы, затраты на них вырастут на 19%. На протяжении следующих двух лет главным стимулом инвестиций в безопасность станет растущее использование мобильных и облачных решений, а также социальных сетей. Как ожидают аналитики, к 2015 году около 10% систем корпоративной безопасности будут поставляться через облако.
Что касается систем безопасности для мобильных решений, то они станут актуальными для большинства компаний только к 2017 году.
Рынок тонких клиентов: востребованы мощные системы
Рынок тонких клиентов в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) во II квартале 2014 года продолжил рост. Как подсчитали в IDC, рост поставок составил 15%, а их объем достиг 170 млн долл. Надо отметить, что уже на протяжении почти двух лет рынок растет в денежном выражении быстрее, чем в натуральном. Это отражает как спрос на более мощные системы, так и востребованность решений «всё в одном».
К концу года ожидается снижение фактора миграции с Windows XP, который также влиял на процесс обновления тонких клиентов. За счет этого рост рынка несколько ослабнет. Более того, в 2015 году ожидается даже некоторое сокращение рынка.
Вследствие сохранения напряженности на Украине и ожидания новых санкций, прогноз рынка тонких клиентов для Восточной Европы пересмотрен в сторону снижения — как ожидается, он упадет на 20%.
Рынок виртуализации рабочих мест разделяется на вертикали
Поставщики услуг виртуализации рабочих мест (Desktops-as-a-Service, DaaS) ожидают стабильного роста прибыли. Они констатируют увеличение продаж комплектов услуг для бизнеса, ориентированных на определенные вертикальные рынки.
По оценкам, приводимым Citrix, предполагаемые темпы роста рынка DaaS в 2014 году составят 87%. Ключевые вертикальные рынки, на которые ориентированы поставщики специализированных услуг, включают рынки здравоохранения, производства и строительства.
Поставщики услуг DaaS имеют разные предпочтения относительно используемых платформ. Наибольшее число провайдеров используют решения VMware, несколько меньше — применяют Microsoft Hyper-V и Xen.
Управление
В России зафиксирован максимальный спрос на ИТ-вакансии
По данным исследования, проведенного Hi-Tech Mail.Ru, в ИТ-компаниях России начался ажиотажный спрос на кадры. И в российских, и в американских компаниях наблюдается рекордный рост вакансий и откликов на них.
На сегодня число откликов на ИТ-вакансии американских компаний в России самое высокое за последние пять лет, и, судя по данным за август, положительная динамика сохраняется. Однако при наличии выбора российские кандидаты все-таки предпочитают работу в отечественных компаниях — таких почти вдвое больше, чем желающих устроиться в американскую компанию. Далее следуют европейские и азиатские работодатели.
В целом по рынку количество откликов на ИТ-вакансии в России за год увеличилось на 12%. При этом динамика по американским компаниям вдвое выше.
Работодатели не собираются отказываться от найма сотрудников
По данным Antal Russia, большинство компаний проявляют разумную осторожность в условиях быстро меняющей политико-экономической ситуации. Внешние факторы в различной степени влияют на отдельные аспекты деятельности компаний. Ситуация отражается и на маркетинговой стратегии, и на ценовой политике, и на продуктивности, и на численности штата.
Лишь каждая пятая компания сообщила, что ожидает сокращения сотрудников. Этот показатель немного увеличился с момента проведения последнего опроса в мае и вернулся на мартовский уровень. Однако в начале весны участники опроса отмечали, что сокращения коснутся прежде всего сотрудников финансовых и кадровых подразделений, а сейчас больше говорят о сокращениях в отделах продаж и маркетинга.
Две трети работодателей не намерены приостанавливать набор новых сотрудников, при этом только 17% из них готовы пересматривать бюджеты в связи с возможным ростом зарплатных ожиданий кандидатов на новые вакансии. Рассматривать менее квалифицированных сотрудников на имеющиеся позиции сейчас готовы 27% респондентов. Абсолютное большинство работодателей не считают, что изменение курса рубля является причиной для пересмотра заработных плат в сторону увеличения.
Бизнес и технологии
Многие компании по-прежнему борются с мобильностью
Сотрудники компаний все больше хотят работать мобильно, и они уверены, что такой принцип работы повышает их продуктивность. Однако большинство организаций еще только начинают осваивать мобильную работу.
Результаты исследования, проведенного Oracle, свидетельствуют о том, что работодатели подвергают бизнес риску, уклоняясь от участия и руководства «мобилизацией», оставляя компании во власти интеграционных проблем и угроз безопасности. Руководству компаний следует перестать «сдерживать волну» и обеспечить безопасное внедрение методов мобильной работы в соответствии с требованиями бизнеса.
Сотрудникам нравится мобильная и более гибкая работа, таким образом, утверждают они, повышается их продуктивность. Однако работодатели с гораздо меньшим энтузиазмом воспринимают концепцию мобильности, а некоторые активно пытаются сдерживать использование мобильных технологий. Как заявляет 21% сотрудников, их работодатели очень стараются ограничивать приложения и данные, к которым сотрудники могут получать доступ с мобильных устройств. Такие ограничения зачастую приводят к тому, что сотрудники по собственной инициативе начинают использовать мобильные решения для работы.
Только 18% респондентов утверждают, что компании эффективно контролируют действия, которые могут выполняться с мобильных устройств, а 15% заявляют, что нашли возможность использовать мобильные устройства для работы без помощи работодателя.
Покупатели ждут ретейлеров нового поколения
Розничным компаниям следует не только развивать стратегии многоканального взаимодействия, но и заботиться о своевременном информировании покупателей. Как показало исследование, проведенное Oracle, в эпоху цифровых технологий потребители хотят самостоятельно определять модели взаимодействия с ретейлерами.
Респонденты, участвовавшие в исследовании, указали, что им требуется больше доступа к информации, продуктам и процессам компаний, а также индивидуальный подход к обслуживанию. Возможно, розничным компаниям следует пересмотреть свои инвестиции в технологии, выбрав в качестве приоритетной бизнес-модель «всесторонней торговли» (commerce anywhere). Именно такой подход позволит завоевать современного потребителя.
Российские потребители в исследовании «Новые точки роста в розничной торговле» указали, что главным критерием выбора магазина является возможность узнать о наличии интересующей их продукции, — так считают 95% респондентов. Кроме того, 86% отметили, что не будут ждать, когда товар появится в продаже, и предпочтут купить его в другом месте. Более того, для 62% опрошенных наличие нужного товара важнее цены.
Все это вынуждает розничные компании интегрировать возможности прогнозирования спроса, планирования продаж, содействия реализации, управления каналом поставок, маркетинга и продаж для всех точек взаимодействия с потребителями.
Предоставление сотрудникам магазинов возможности доступа к информации также важно для улучшения взаимопонимания между ними и осведомленными потребителями. Это помогает консультантам организовать эффективное взаимодействие с покупателями. В России 77% респондентов отметили важность персонализации в продажах. Это означает, что при любом взаимодействии продавцы учитывают ожидания покупателя, его интересы и историю покупок.
Подавляющее большинство потребителей считают внедрение новых технологий важным аспектом своей покупательской способности. Как правило, для приобретения товаров они используют несколько каналов, включая планшеты, формы онлайн-заказа с последующим самовывозом, социальные сети и интернет-магазины.
Тем не менее обычные магазины играют все еще весьма значимую роль в модели commerce anywhere. Многие респонденты указали, что для совершения покупок важна возможность физически посмотреть и потрогать товар, а также вживую пообщаться с сотрудниками магазина. Розничным компаниям следует продолжать развивать такое взаимодействие и предлагать дополнительные услуги, направленные на поддержку потребителей.
От ERP хотят большего
Недостатки нынешних ERP сдерживают рост их использования, но при этом многие пользователи полны оптимизма в отношении их мобильного, социального и облачного потенциала. Половина компаний оценивают свою ERP-систему как среднюю по сложности и имеют проблемы с получением доступа к информации.
Недавнее исследование, проведенное Redshift Research, показывает, что многие далеко не в восторге от работы своей ERP-системы. Хотя 80% компаний согласились с тем, что ERP играет важную роль для бизнеса, примерно половина из них охарактеризовала удовлетворенность своей ERP-системой как «адекватную» или «базовую».
Около 30% опрошенных сказали, что наиболее ожидаемым результатом инвестирования в ERP является скорость реагирования на потребности бизнеса. Следующим побудительным мотивом, заставляющим организации инвестировать в ERP, становится использование единого информационного пространства для всего персонала организации. Однако при этом 35% респондентов пожаловались, что на извлечение необходимой информации уходит много времени.
Хотя 65% компаний считают мобильность важной при обеспечении доступа к информации и поддержке коммуникации между сотрудниками, только одна из двух предоставляет удаленный доступ к своей ERP-системе и лишь 25% — доступ к ERP со смартфонов или планшетов.
Любопытно, что лидером по использованию современных ERP являются китайские компании. 89% опрошенных в Китае сообщили, что за последние два года они инвестировали в ERP-системы. При этом 80% имеют доступ к ERP с мобильных устройств.
Важным результатом исследования стал вывод о том, что компании предпочитают «частично облачные» ERP-внедрения. Отрасль поделена на «облачных» и «локальных» ERP-вендоров, но в действительности подавляющее большинство организаций не хотят, чтобы их заставляли выбирать, какое именно развертывание выбрать — облачное или локальное. Реализация ERP не должна быть бескомпромиссной. Гибкость в моделях, включая вариант гибридного облачно-локального развертывания, должна быть естественным продолжением развития политики ERP-вендоров.