Хотя российский фармацевтический рынок находится на подъеме, конкуренция на нем неуклонно растет. Это заставляет фармкомпании искать новые подходы, позволяющие повышать эффективность, в том числе путем снижения издержек. Важно то, что фармкомпании готовы инвестировать в проекты, обеспечивающие рост эффективности. В частности, российский филиал фармацевтической компании «Санофи» реализовал проект модернизации и унификации инфраструктуры печати с последующей передачей ее сопровождения на аутсорсинг.
«Санофи» — один из крупнейших игроков мирового и российского фармрынков, выпускающий широкий спектр лекарственных препаратов. Штаб-квартира группы «Санофи» расположена во Франции. В России группа присутствует уже почти 45 лет — с 1970 года, ее штат здесь — более 2 тыс. сотрудников. Есть в России и собственная производственная площадка — завод «Санофи-Авентис Восток», расположенный в городе Орле. Завод выпускает современные аналоги инсулина и человеческие инсулины по полному циклу. Помимо производства инсулинов, на заводе «Санофи-Авентис Восток» осуществляется упаковка онкологических препаратов.
Бизнес компании в России находится на подъеме, однако непростая ситуация на местном фармрынке стимулирует ее к наращиванию своей эффективности и конкурентоспособности. По данным недавнего исследования компании Deloitte, темпы роста российского фармрынка замедляются. Объемы растут главным образом за счет повышения цен на лекарства в нерегулируемом сегменте, а также вследствие изменения курса валют. Еще одной причиной роста фармрынка аналитики называют изменение предпочтений населения в пользу более дорогих препаратов. «На таком консолидированном рынке высокая конкуренция приводит к снижению роста рентабельности, — отмечается в отчете Deloitte. — В условиях постепенного насыщения рынка компании вынуждены повышать свою эффективность путем изменения стратегий и поиска новых путей развития».
Модернизация и унификация
По словам Михаила Венедиктова, менеджера по ИТ-инфраструктуре российского филиала «Санофи», проект модернизации и унификации инфраструктуры печати в московском офисе компании был задуман не только ради снижения издержек, но также для повышения надежности сервисов печати и обеспечения требований корпоративной политики. «При ежегодном объеме печати около 4 млн копий, этот сервис критически важен для бизнеса — такова наша специфика, — рассказывает Венедиктов. — В офисе было установлено большое количество различных аппаратов, это создавало сложности в поддержке инфраструктуры печати и, соответственно, повышало расходы. В частности, нам приходилось закупать широкий спектр расходных материалов и комплектующих, что было довольно накладно. Кроме того, требования корпоративной политики предписывали организовать в офисе защищенную печать: материалы, выведенные на принтер, должны гарантированно попадать к тому сотруднику, который их отправил на печать».
«При ежегодном объеме печати около 4 млн копий этот сервис критически важен для бизнеса», Михаил Венедиктов, менеджер по ИТ-инфраструктуре российского отделения компании «Санофи» |
Было решено заменить разнородную печатающую технику на оборудование от одного производителя и затем передать ему сопровождение развернутой инфраструктуры печати.
В результате проведенного тендера поставщиком была выбрана компания Konica Minolta. Она предложила реализовать комплексный проект, предусматривающий подбор оптимального оборудования, отвечающего особенностям бизнес-процессов компании и корпоративным требованиям в части защищенности печати, его развертывание и настройку, обучение персонала и передачу дальнейшего обслуживания инфраструктуры печати на аутсорсинг. «Нашей компании было важно получить комплекс услуг, включающий не только поставку новых МФУ, но также сервисную поддержку в соответствии с высокими требованиями к SLA и ежедневное администрирование проекта находящимся в нашем офисе сотрудником поставщика, равно как и обучение пользователей, подготовку инструкций, утилизацию использованных расходных материалов и т. д.», — поясняет Венедиктов.
В команду проекта вошли ИТ-специалисты «Санофи» и сотрудники российского отделения Konica Minolta. Команда провела анализ потребностей офиса в сервисах печати и выделила в офисе зоны оптимального расположения печатного оборудования, после чего специалисты поставщика установили новые полноцветные и монохромные МФУ с функцией защищенной печати Konica Minolta серии bizhub, развернули и интегрировали с системой каталогов Microsoft Active Directory комплексное решение YSoft SafeQ, реализующее функции управления инфраструктурой печати, в том числе обеспечение защищенности документов и внутрикорпоративной информации. «Интеграция SafeQ c Active Directory прошла без проблем, больше никакой интеграции не потребовалось, поскольку все установленные приложения совместимы с серверными системами Windows», — вспоминает Венедиктов.
В компании были организованны специальные печатные зоны, в которых были установлены устройства Konica Minolta, каждый сотрудник получил возможность доступа к аппарату по своей магнитной карте. В свою очередь, программный функционал позволил настроить права доступа к технике в соответствии с согласованной в компании политикой печати. Удобный и простой интерфейс работы с устройствами и возможность печати с мобильных устройств оказались крайне важным фактором.
Кроме того, команда проекта обучила работе с новыми МФУ ИТ-специалистов, а затем и бизнес-сотрудников, подготовила инструкции по размещению оборудования в зонах печати и настроила функцию SafeQ, предназначенную для получения регулярных отчетов об объемах печати (эти отчеты используют ИТ-менеджеры «Санофи»). Впрочем, отмечает Венедиктов, поскольку сопровождением инфраструктуры печати занимается ее поставщик (мониторинг печати с помощью программы PageScope Enterprise Suite осуществляет инженер поставщика, постоянно присутствующий в офисе в рабочие часы), потребности в серьезном обучении собственного ИТ-персонала не было.
Упрощение печати
В целом Венедиктов расценивает реализованный проект как успешный: «Внедренные в офисе новые аппараты продемонстрировали высокую производительность, к тому же пользоваться печатающими устройствами стало значительно удобнее. Встроенная функция защищенной печати позволила обеспечить требования корпоративных стандартов компании в области безопасности конфиденциальной информации. Наконец, в офисе появился выделенный специалист, готовый прийти на помощь в течение рабочего дня. Окупаемость инвестиций можно будет оценить после получения окончательных финансовых отчетов о сервисе печати».
С точки зрения пользователей, процесс усложнился, хотя и незначительно: чтобы получить на новых МФУ самый первый отпечаток, пользователю нужно «привязать» свой бейдж к учетной записи. «Привязка» производится с помощью кард-ридера — считывающего устройства, установленного в каждом аппарате. После считывания идентификатора пользователю по электронной почте высылается письмо с пин-кодом.
«Сама процедура предельно проста, и большинство пользователей справилось с ней самостоятельно, — вспоминает Венедиктов. — В дальнейшем процесс печати стал удобнее и проще, так как файл для распечатки отправляется не на конкретное физическое устройство, а на «виртуальный» принтер и забрать напечатанный документ можно на любом аппарате, установленном в офисе, просто приложив свой бейдж к кард-ридеру. Более того, теперь пользователям не приходится тратить много времени на поиск своих отпечатков среди множества документов, отправленных на печать коллегами, сократилось количество ненужной «оставленной печати»».
Еще одним положительным моментом Венедиктов считает возможность исключить обязанности поддержки печати из должностных инструкций ИТ-специалистов — ведь теперь этим занимается специалист поставщика, находящийся в офисе.
В дальнейшем специалисты «Санофи» планируют еще больше оптимизировать расположение аппаратов в московском офисе (некоторые подразделения печатают существенно больше других). Также предполагается постепенно заменить и унифицировать аппараты в региональных офисах компании. Еще одно направление развития — дальнейшая настройка отчетов о печати в соответствии с меняющимися потребностями бизнеса.