Управление техобслуживанием и ремонтами оборудования — задача, хорошо известная и понятная производственным предприятиям. Производственники обеспечивают высоконадежную работу оборудования, тратя при этом вполне разумные деньги. Казалось бы, почему не попробовать управлять подобным образом оборудованием, входящим в инфраструктуру печати?
Аббревиатуры ТОиР, ТОРО — очень многим производственникам они знакомы, равно как и методики управления техобслуживанием и ремонтами оборудования. Своевременное выявление и прогнозирование назревающих проблем в сочетании с планированием замены расходных материалов, проведением профилактики и ремонтом проблемных узлов позволяют избежать простоев и вызванных ими финансовых потерь, оптимизировать закупку расходных материалов, комплектующих и агрегатов, упорядочить обслуживание агрегатов. Анализ информации ТОиР помогают выявлять наиболее частые причины поломок, сравнивать надежность оборудования разных поставщиков и затем оптимизировать расходы, закупая оборудование с лучшим соотношением цены и качества, а также направляя средства на повышение надежности имеющегося оборудования.
Управление ТОиР в производственных компаниях, как правило, осуществляется с помощью соответствующих модулей систем ERP или специализированных продуктов, относящихся к классу систем управления основными фондами (Enterprise Asset Management, EAM). Кроме того, продвинутые поставщики оборудования предлагают «в придачу» к своим изделиям программное обеспечение, позволяющее отслеживать рекомендованные сроки профилактических работ и автоматизировать заказ услуг ТОиР, комплектующих и расходных материалов.
Здравый смысл подсказывает, что подходы ТОиР могут оказаться полезными и в области печатного оборудования. Очевидно, например, что менять картриджи стоит по мере их «истощения», а заменять отдельные узлы печатных устройств — когда приближается указанный производителем срок наработки на отказ (если, конечно, предприятие заинтересовано в предотвращении сбоев оборудования для офисной печати).
По мнению Владимира Волкова, вице-президента по работе с ключевыми клиентами компании Maykor, вопрос эффективного управления печатью наиболее актуален для организаций, чей бизнес строится на массовых сегментах и подразумевает печать большого количества договоров и сопроводительной документации. В числе таких организаций — банки, страховые компании, сотовый ретейл и компании по оптово-розничной продаже товаров.
«Управление работами по техническому обслуживанию и ремонту печатающей техники — устоявшийся бизнес-процесс для аутсорсинговых компаний, предоставляющих услуги печати, — рассказывает Волков. — Управление ТОиР осуществляется посредством тех же ERP-систем с соответствующими модулями, что и управление сервисом производственного оборудования. Эти системы могут контролировать движение запасных частей, инструментов, принадлежностей (ЗИП) и расходных материалов, распределять работы по сервисным специалистам, фиксировать и анализировать характер поломок печатающего оборудования, что дает возможность планировать профилактические работы и т. д.».
Что касается специализированных программных решений для мониторинга печати, которые есть на рынке, то, по словам Волкова, их вряд ли можно считать инструментом для управления сервисными работами. Скорее это инструмент контроля и организации печати, источник информации о статусе функционирования техники, потреблении расходных материалов, количестве отпечаток или сканирований, сделанных каждым пользователем, и т. д.
Аутсорсинговое сопровождение печатающего оборудования можно отнести к классу «бизнес-решение как сервис» (Business Solution as a Service, BSaaS). Услуга печати по модели BSaaS включает в себя предоставление заказчику в аренду печатающего оборудования, расходных материалов, ЗИП, обслуживание техники, а также мониторинг печати с помощью преднастроенных систем в облаке. «Сегодня заказчики хотят получать печать как услугу, то есть снять с себя все заботы по организации этого процесса, в том числе и ТОиР», — поясняет Волков. Плата за подобные услуги взимается, как правило, по факту — по числу отпечатанных страниц. Поскольку печатающее оборудование и ПО к нему обычно относятся к ИТ-инфраструктуре, непосредственным заказчиком услуги выступает ИТ-служба предприятия.
Затраты на печать в результате перехода на аутсорсинг с передачей вовне управления печатью и организации технического сопровождения печатающего оборудования, по словам Волкова, удается сократить более чем на 20%. Закономерен вопрос: можно ли добиться подобного эффекта без аутсорсинга? Осмелюсь предположить, что можно, однако практика такова, что затраты на печать во многих организациях остаются непрозрачными и не отслеживаются должным образом. Между тем элементарное наведение порядка в офисной печати уже могло бы дать заметную экономию, а использование ТОиР по примеру производственных подразделений наверняка обеспечило бы ощутимый эффект. Не так уж много для этого и нужно... По крайней мере, компании — поставщики услуг управления печатью и сопровождения печатающего оборудования используют управление ТОиР — вероятно, потому что знают цену деньгам, затрачиваемым на печать.