Фобия мобильности
Мобильность, то есть возможность полного доступа к бизнес-приложениям независимо от того, где находишься и каким устройством пользуешься, начинает восприниматься как один из важных элементов успешного ведения бизнеса. Результаты исследования, проведенного IDC, показали, что основными преимуществами мобильности считаются уже ставшие классическими факторы: повышение уровня обслуживания клиентов, ускорение процесса принятия решений и улучшение корпоративных коммуникаций. Тем не менее все более важную роль начинают играть и факторы HR-брендинга — повышение мотивации и привлечение молодых перспективных сотрудников.
Подход компаний становится все более зрелым: в 86% компаний заявляют о наличии стратегии корпоративной мобильности, а оставшиеся 14% планируют разработать ее в течение ближайшего года. Что немаловажно, 53% руководителей видят результат уже сегодня, при этом повышение продуктивности сотрудников оценивается в диапазоне от 10 до 30%.
Главными же проблемами были названы высокая стоимость внедрения и поддержки рабочих мест, а также безопасность. Тем не менее мобильность становится одним из важных требований со стороны бизнеса, что и определяет активность компаний в этом направлении.
«Банки всегда считались консервативными, но сейчас они становятся законодателями мод. Клиент уже не всегда готов идти к нам — значит, мы вынуждены идти к клиенту и работать в мобильной среде», — говорит Игорь Плюснин, руководитель направления развития дистрибуции банка «Хоум Кредит». Банковские продукты становятся наиболее востребованы в местах их потребления — магазинах, ресторанах, туристических агентствах, — и менеджеры не могут сидеть и ждать, надеясь, что партнеры банка качественно выполняют свою работу.
Мобильных сотрудников банка оснастили планшетами на платформе Windows с CRM-системой, дав им всю необходимую информацию о деятельности партнеров. «Снабдив менеджеров по развитию бизнеса планшетами, мы дали им возможность сконцентрироваться на решении бизнес-задач без привязки к офису. Раньше они перемещались между точками продаж и офисом, а теперь они работают», — говорит Плюснин. Обладая постоянным доступом к данным, сотрудники начали действовать более эффективно. Уже на этапе пилотного проекта продажи выросли на 5%, а уровень дистрибуции — на 10–11%. Как признает Плюснин, за удаленными сотрудниками ведется наблюдение — мобильные устройства предоставляют массу возможностей для этого.
«В бизнесе стоять на месте не получается — можно либо бежать вперед, либо падать вниз», — подчеркивает Василь Лацанич, вице-президент по маркетингу МТС. По его мнению, разговор о мобильности напоминает обсуждения в 90-х годах на тему «Нужно ли сотрудников оснащать компьютерами». Уже давно пора не разговаривать, а делать — во многих случаях без мобильности уже не обойтись.
«Я верю в естественный отбор. Компании, не инвестирующие в мобильность, уйдут с рынка», — согласен Руслан Куваев, управляющий партнер агентства рекламы Nemino. Он отмечает, что мобильность становится конкурентным преимуществом компании не только в бизнесе, но и в борьбе за талантливых специалистов: сотрудники поколения Y не понимают, зачем им сидеть на рабочем месте. Главное — сделать мобильные приложения удобными, иначе они не будут востребованы.
Культурная трансформация пользователей действительно может стать проблемой — как подчеркивает Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC в России, мобильность трансформирует стиль работы, многих пользователей к ней надо психологически готовить.
Кроме того, одной веры в новые технологии недостаточно: показателями зрелости компании являются разговоры в терминах возврата инвестиций и наличие ИТ-стратегии, учитывающей фактор мобильности.
«Надо быть готовым к тому, что мобильные технологии развиваются стремительно, поэтому приходится планировать на два шага вперед», — говорит Плюснин. Другая проблема — интеграция мобильных решений в существующую инфраструктуру. Нужно оценивать, как новое будет сосуществовать со старым и во сколько это обойдется.
Как полагает Лацанич, все опасения, касающиеся мобильности, относятся скорее к числу фобий, чем к реальным проблемам. По его словам, это в большей степени отговорки, которые выдумывают люди, не желающие перемен.
Тем не менее фанатизм плох везде, поэтому следует определиться, зачем каждой компании нужна мобильность. Если у компании есть ответ на вопрос «зачем?», она преодолеет все проблемы.