Рынок высоких технологий

Самые зависимые

Сложившаяся политическая обстановка породила много разговоров о необходимости импортозамещения в ключевых сферах жизнедеятельности государства. При этом одной из наиболее подверженных внешнему воздействию сфер выступает отрасль ИТ.

Российский рынок ИТ чрезмерно зависим от Запада. Присутствие российских компаний на нем оценивается лишь в 12%. Около 63% его участников сегодня — это зарубежные вендоры и компании, продающие их продукцию по той или иной системе договоров. Остальная часть принадлежит структурам, предоставляющим им различные ИТ-услуги.

Институт социально-экономической модернизации провел исследование, результатом которого стал рейтинг степени зависимости ИТ-компаний, ведущих деятельность на российском рынке, от западных акционеров, партнеров и клиентов. Согласно разработанной в институте методике, компании по итогам исследования были разделены на четыре группы: А — слабая зависимость; В — средний уровень зависимости; С — выше среднего и D — высокий уровень.

Группа ИТ-компаний с отсутствием внешней зависимости главным образом представлена разработчиками ПО. В их числе как известные компании («1C», Cognitive Technologies, R-Style Softlab, «Парус»), так и региональные игроки. Кроме того, к этой группе относятся некоторые системные интеграторы (например, «Ай-Ти») и поставщики решений информационной безопасности (РНТ, РКСС, «Аладдин»). Основным итогом исследования стало подтверждение тезиса о наличии в России значительного класса компаний, способных эффективно заменить западные решения во многих направлениях.

Среднюю по уровню зависимости группу составили главным образом интеграторы. Такое положение дел предопределило использование в большинстве проектов решений крупных западных вендоров. В нижней части рейтинга оказались компании, в числе владельцев которых присутствуют иностранные граждане и западные корпоративные структуры, а также компании, имеющие значительные рыночные интересы за рубежом: EPAM, IBS, ABBYY.

Рынок HRM: начинается «взросление»

В 2013 году российский рынок систем управления персоналом остался в стабильном состоянии. По данным TAdviser, объем продаж HRM-решений вырос незначительно и зафиксировался на уровне 15 млрд руб. Как отмечают эксперты, поставщикам не осталось места для количественного роста и рынку предстоит «взросление».

В денежном выражении крупнейшими поставщиками систем управления персоналом на российском рынке остаются SAP и «1С». В совокупности на их решения приходится более 50% объема продаж, включая доходы от внедрения и консалтинга. В количественном выражении, естественно, абсолютным лидером остается «1С». Только за 2013 год с использованием различных решений на платформе «1С:Предприятие» было реализовано 18,6 тыс. проектов.

У аналитиков возникли трудности с определением долей поставщиков, поскольку внедрение HRM-решений зачастую является частью ERP-проектов.

К наиболее популярным в России платформам относятся «1С:Зарплата и управление персоналом 8», «Компас: Управление персоналом», «Галактика ERP: Контур управления персоналом», «БОСС-Кадровик» и SAP ERP HCM.

Управление

Аналитики дорожают

По оценкам кадрового агентства «Юнити», рост рынка бизнес-аналитики спровоцировал в прошлом году практически удвоение числа вакансий. Подобная популярность имеет свою обратную сторону: сами бизнес-аналитики считают, что уровень их зарплат незаслуженно отстает от темпов роста их востребованности. Соискатели с годовым опытом работы в качестве желательной называют зарплату 70–80 тыс. руб., а тот, кто имеет стаж около четырех-пяти лет, претендует на 150–200 тыс. руб. в месяц. При этом рынок кандидатов очень узок — в основном специалисты сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку именно здесь находятся головные структуры большинства компаний.

Однако работодатели не разделяют мнения соискателей о размере вознаграждения.

Во-первых, они считают, что в кризис зарплаты бизнес-аналитиков пострадали менее, чем у остальных ИТ-специалистов, а значит, и причин для дальнейшего роста нет.

Во-вторых, компаниям не всегда удается найти претендента, точно отвечающего условиям вакансии. Зачастую кандидату не хватает знаний предметной области, специфики компании-работодателя.

Рекрутеры же вынуждены констатировать, что профессионал BI никогда не согласится на сумму, меньшую чем та, которую он для себя определил. «Поскольку торг смысла не имеет, то наиболее эффективной стратегией будет подбор претендента, точно соответствующего задачам бизнеса, и его удержание в компании», — считает Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала направления IT/Telecom кадрового агентства «Юнити». Если же компания определяет для себя бюджет под вакансию меньше, чем рыночная стоимость профессионала, то ей придется довольствоваться малоопытным соискателем.

Оценивая завтрашний день бизнес-аналитиков, многие эксперты пророчат данной сфере долгое и спокойное будущее. Углубление автоматизации будет долго поддерживать спрос на людей, способных провести качественный анализ ситуации.

Разогревает ситуацию на кадровом рынке тот факт, что в подавляющем большинстве бизнес-аналитики — это молодые специалисты. Средний стаж большинства кандидатов не превышает одного года. Получив новый опыт, человек становится крайне нелояльным к компании. Однако и более опытные кандидаты трезво оценивают свою востребованность.

Ключевой точкой соприкосновения интересов работодателя и специалистов становится профессиональное развитие. Отработав буквально год на одной позиции, сотрудник ждет повышения. Если он не получает со стороны работодателя подтверждения о готовности поддержать его рост, то тут же обращается на рынок труда. При этом он претендует на более высокую должность, и каждая смена места работы сопровождается очередным увеличением зарплаты на 15–20%. Другим вариантом своего развития специалист видит переход в более крупные и известные компании.

Если сложить все детали пазла под названием «бизнес-аналитик» (ограниченное число соискателей, нелояльность молодых профессионалов, растущие потребности, узость инструментов удержания специалистов), то рисуется картина жесткого кандидатского рынка. Подтверждает ее истинность индекс увеличения зарплат. Как показывают исследования, за последнее полугодие прирост составил примерно 10–15%.

Пути цифровизации

Нынешним ИТ-директорам следует разобраться, как управлять «цифровизацией» своих компаний. По данным MIT Center, в некоторых организациях расходы на цифровые технологии уже составляют 25% операционного бюджета, и эта картина будет становиться все более типичной.

Как показал опрос ИТ-руководителей, лишь 39% инвестиций в цифровые технологии находят отражение в ИТ-бюджете. Остальные расходы часто распределены по всей компании, образуя шесть или семь островков цифровизации. Типичные такие островки — это разработка продуктов, исследовательская деятельность, управление знаниями, взаимодействие с клиентами, социальные сети, мобильность.

Диаграмма

Как показывает практика, наиболее часто используются три подхода:

• Конвергенция. Этот подход объединяет все инвестиции в цифровые технологии под контролем одного руководителя. Обычно это требует создания новых организационных структур, чтобы обеспечить эффективность и добиться синергетического эффекта. Предприятия, идущие таким путем, консолидируют ключевые активы — людей, данные, инфраструктуру, компетенции.

• Координация. Этот подход не изменяет организационную структуру, но добавляет механизмы, позволяющие координировать масштабные инвестиции, осуществляемые различными подразделениями. Неизменная структура позволяет организации избежать стрессов, а механизмы координации (например, комитеты) дают возможность подразделениям действовать в едином направлении, достигая корпоративных целей.

• «Лоскутный» подход. Он оставляет возможность создаваемым цифровым островкам развиваться самим по себе, что максимизирует локальную ценность решений и позволяет избежать излишних расходов на координацию усилий. При этом компании рассчитывают на локальные инновации в рамках отдельных продуктов или направлений бизнеса.

Как показали результаты опроса, большинство компаний предпочитают направлять усилия по цифровизации в общее русло. 21% компаний в качестве основного подхода используют конвергенцию, а более половины — координацию.

Техника безопасности

Закон поддержать готовы

По данным экспертного опроса, проведенного R-Style Softlab, более трети представителей банковского сектора оценивают технологическую готовность банков к поддержке закона о налогообложении иностранных счетов в 50%, а четверть — как практически полную. Данный закон (The Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), вступающий в силу 1 июля 2014 года, является частью налогового законодательства США и направлен на предот­вращение уклонения от уплаты налогов гражданами и резидентами США.

Что интересно, около 30% банков, принявших участие в исследовании, выразили намерение развивать «самописные» решения силами внутренних ИТ-подразделений, а 33% предпочтут приобрести готовый продукт. Большинство опрошенных отметили, что не планируют обращаться к западным производителям ПО при выборе необходимого ИТ-решения. Судя по всему, эту нишу займут российские компании.

Для соответствия требованиям закона банкам необходимо решить первоочередную задачу — выстроить технологию выявления и классификации американских налогоплательщиков. Для крупных российских кредитно-финансовых организаций, где количество счетов, подпадающих под условия FATCA, достаточно велико, это превращается в трудоемкий и дорогостоящий комплекс работ. Как правило, задача такого уровня подразумевает услуги консультантов, изменение технологии обслуживания клиентов, обучение сотрудников, модификацию ИТ-систем.

Угрозы недооценивают

Согласно результатам опроса «Директор — 360 градусов: рост по всем направлениям», проведенного консультантами «Делойт», одной из наиболее заметных тенденций нынешнего года является смещение акцента с антикризисных мер на развитие бизнеса и повышение его эффективности. Тема мирового финансового кризиса и восстановления после него опустилась с первого на шестое место среди наиболее важных вопросов на повестке дня советов директоров.

На второе место среди самых обсуждаемых вопросов на заседаниях советов директоров вышла эффективность, на третье — развитие компании, на четвертое — привлечение инвесторов.

Как отмечают аналитики, эти результаты говорят о том, что имеют место постепенный отказ от политики жесткой экономии и попытки сосредоточиться на операционной деятельности и планировании долгосрочного роста.

В то же время новые вызовы, например угрозы информационной безопасности, рассматриваются лишь в половине советов директоров. Более того, 27% опрошенных вовсе не обсуждают вопросы технологических рисков.