Вы несомненно уже знакомы с риторикой компаний — разработчиков ПО, призывающих к полному переходу на облачные версии своих продуктов. Вы наверняка слышали стандартные рассуждения о том, какие у общедоступных облаков технические преимущества и недостатки. Но есть неудобная правда, о которой не очень-то распространяются, — влияние общедоступных облаков на судьбу ИТ-специалистов.
Операторы облаков создают ложный выбор
Чтобы подтолкнуть клиентов к переходу на облачные версии программных продуктов, многие разработчики реализуют в них функции, отсутствующие в локальных версиях. В некоторых случаях перенос новой функциональности на локальный вариант ПО не предусмотрен.
В Microsoft, к примеру, утверждали, что облачные серверные системы, такие как Exchange и SharePoint, будут по функциональности максимально близкими к локальным версиям. Было обещано, что новые технологии вроде Office Graph будут реализованы и в «коробочных» продуктах. Но потом от этих обещаний отказались — к большому разочарованию корпоративных клиентов корпорации.
Возможно, для некоторых новшеств, появляющихся в облачных версиях, действительно нужны колоссальные масштабы и вычислительные возможности публичного облака, недоступные в корпоративных ЦОД и частных облаках. Но это вероломство — сперва обещать одинаковую функциональность в обоих вариантах ПО, а потом идти на попятную, объясняя это тем, что необходимые мощности есть только в облаке. Выглядит так, будто в Microsoft и других компаниях-разработчиках, попросту не доверяют ИТ-специалистам принимать необходимые решения и самостоятельно внедрять требуемые для работы программных продуктов системы — даже на крупных предприятиях с большими бюджетами ИТ.
В результате операторы облаков создают ложный выбор, который наносит ущерб репутации ИТ-специалистов. Пока это еще не массовое явление, но масштабы его растут. Видя преимущества новой технологии, заказчики хотят ими воспользоваться, но новшества оказываются доступными только в облачном варианте ПО. В ИТ-департаментах сопротивляются — как из технических, так и карьерных соображений, но тут вмешивается руководство и в приказном порядке вводит перемены. ИТ-отдел побежден. Пользователи получают необходимый функционал, оператор облачного сервиса — стабильный ежемесячный доход, а ИТ-специалистам остается переживать неопределенность своего положения.
Общедоступные облака маргинализируют ИТ-специалистов
Пребывая в неопределенности, ИТ-специалисты начинают ощущать свою профессию маргинализируемой. Десятки лет опыта развертывания нового оборудования, администрирования операционных систем, автоматизации установки ПО оказываются ненужными — как только в компании решают перенести рабочие нагрузки в облако, все эти задачи начинают решаться в разы проще или необходимость в них отпадает. Даже управление заплатами переносится в облако; ИТ-специалисты не имеют возможности контролировать состав и частоту обновлений облачного ПО, так что даже если известно, что пользователи еще не готовы к изменению интерфейса или исчезновению какой-либо привычной возможности, не во власти админа отменить установку новой версии.
Кроме того, бизнес-модель «заплатите по кредитке для получения доступа», применяемая большинством операторов публичных облаков, подталкивает пользователей к тому, чтобы получать желаемые сервисы в обход ИТ-департамента, — это явление еще называют «теневыми ИТ». Нередко у ИТ-отдела есть все основания, чтобы самостоятельно предлагать сервисы с определенными ограничениями, но когда имеется возможность их обойти и свободно пользоваться сервисами вроде Dropbox, Amazon Web Services и другими, ИТ-специалисты оказываются не у дел.
Таким образом облако ставит под угрозу традиционные роли ИТ-специалистов, лишая их четких карьерных перспектив.
Отличие частных облаков
Частные облака не страдают из-за проблем, связанных с недоверием. В случае частного облака вы не получаете огромных масштабов и возможности платить меньше, но можете организовать предоставление сервисов, сохраняя при этом полный контроль над размещением и защищенностью ваших данных.
Большинство возражений против перехода на частное облако сводятся к двум основным тезисам.
Во-первых, начальные капиталовложения, требуемые для развертывания частного облака, могут создать большую нагрузку на бюджет ИТ. Понадобятся дальновидное планирование и закупка лишних мощностей, а для нынешней экономической среды это не очень подходит. Облачным средам нужен внушительный запас мощности. Перегруженные системы без свободной памяти, с занятыми на 90% процессорами и стремительно заполняющимися сетями хранения — не очень хорошие кандидаты для превращения в облачную среду.
Во-вторых, хотя отделы компании в целом обретут преимущества сервисной облачной среды, в которой можно автоматически получать необходимые ресурсы по заказу, этой средой кто-то должен управлять. Обычно та же команда, отвечающая за традиционную инфраструктуру и еще не вполне готовая к переходу на облачную, вынуждена управлять последней, по крайней мере поначалу. В результате и без того перегруженный ИТ-отдел получает еще больше работы.
Но, несмотря на эти сложности, многие рабочие задачи ИТ-отделов в кратко- или среднесрочной перспективе планируется перенести именно в частные, а не публичные облака.
«Лишние» люди
Игнорировать влияние человеческого фактора на принятие решений о том, переходить ли в публичное облако, уже невозможно, и в компаниях, разрабатывающих ПО, вынуждены готовить контраргументы. К примеру, Брэду Андерсону, топ-менеджеру Micrsoft, контролирующему конвейер ее облачных продуктов, недавно пришлось официально отвечать на вопрос, не лишает ли корпорация работы ИТ-специалистов и сисадминов своими новшествами.
Подробный ответ Андерсона можно прочитать в блоге TechNet. Приведем лишь цитату, свидетельствующую о том, что Microsoft получает немало жалоб, связанных с пошатнувшимися гарантиями занятости ИТ-специалистов: «На мой взгляд, в отрасли ИТ, где гарантии занятости и карьерные перспективы являются предметом постоянного обсуждения, будущее выглядит как никогда радужным. Я убежден, что облака открывают для ИТ-специалистов принципиально новые возможности профессионального и карьерного роста». Таков ответ Microsoft на опасения ИТ-специалистов крупных предприятий остаться без работы в связи с пришествием облаков.
Общедоступные облака дают много преимуществ, о которых громко трубят провайдеры, но есть и недостатки, о которых предпочитают умалчивать. На многих средних и крупных предприятиях будут воздерживаться от переноса значительной части рабочих нагрузок в облако из-за человеческого фактора — боязни того, что масштабный аутсорсинг и автоматизация приведут к снижению кадровых потребностей, а в конечном счете — к исчезновению должности сисадмина общего профиля.
Вот еще одна неудобная правда: вы вряд ли будете рекомендовать сервис, который лишит вас работы. Эту тему мало обсуждают, но вряд ли кто-то из ИТ-специалистов не успел о ней поразмышлять.