Тенденции и комментарии
SaaS «в одном флаконе»
Как полагают аналитики Market Monitor, к концу 2016 года мировой объем продаж публичных облачных сервисов достигнет 20 млрд долл. Сегмент SaaS занимает около 25% и растет со скоростью 30% в год.
Несмотря на значительный рост публичных облаков, они используются для решения узкого круга задач, и убедить клиентов расширить их использование все еще трудно. Большинство компаний, занимающихся облачными решениями, зарабатывают на публичных облачных сервисах не больше 5 млн долл. в год.
Публичные SaaS-сервисы в России также растут очень динамично, на рынке появляется множество новых сервисов и компаний — как иностранных, так и российских. По оценкам IDC, лидирует такой гигант, как Salesforce.com. Сектор розничной и оптовой торговли, где велик процент малых и средних предприятий, отмечается как крупнейший потребитель услуг публичного облака. На втором месте оказался телеком, а на третьем — сектор профессиональных услуг.
В рамках дискуссии «Все в SaaS» на портале Global CIO было высказано мнение, что уже в ближайшее время начнется укрупнение SaaS-сервисов. Владеть набором различных SaaS-решений всегда неудобно: как минимум, встают вопросы интеграции и взаимоотношений с пулом поставщиков. Крупные игроки будут поглощать мелких и средних, и сформируется группа провайдеров, претендующих на создание полной среды для работы компании в современном мире. Эта среда будет в себя включать все необходимые ИТ-сервисы, причем с полной поддержкой мобильных устройств.
«Выглядит привлекательно — сомнений нет, но будет ли все это востребовано «в одном флаконе»?
В рамках ERP тоже пытаются охватить весь возможный функционал, но много ли компаний, где одна ERP полностью?» — проводит аналогию Виктор Федько, начальник управления ИТ МПО им. Румянцева. Конечно, иметь одного крупного провайдера лучше — можно постепенно, по мере надобности, подключать сервисы, да и поставщику выгоднее продавать все в пакете. Вопрос востребованности такого пакета — главный. Да, комплексное предложение и привлекательнее, и удобнее, но с одной оговоркой: если можно приобретать по частям — не весь пакет, а нужные его компоненты. В противном случае аудитория резко сократится по финансовым причинам.
«Другая проблема заключается в отраслевой специфике. Нам, к примеру, никакой SaaS и близко «не светит», и таких предприятий по стране очень много», — продолжает Федько. Можно предположить, что очень хорошее будущее ждет именно закрытые, корпоративные облачные сервисы.
Идет массовое укрупнение бизнеса, все больше появляется различных корпораций, холдингов, дивизионов. Тенденция такова, что многие создают свои кэптивные ИТ-структуры. Скорее всего, дальше эти структуры будут трансформироваться в собственных облачных провайдеров. А публичным провайдерам останется в большинстве своем некрупный бизнес.
«Конечно, движемся к технологиям «из розетки», к программному обеспечению как сервису», — полагает Владимир Соловьев, директор по ИТ Финансового университета при Правительстве РФ. Действительно, в последние десять лет ИТ-гранды много экспериментировали с бизнес-моделями. Изначально весь софт продавался в виде, сейчас называемом OEM — то есть в составе «железа», и еще десять лет назад коробочная лицензия была стандартом распространения программного обеспечения. Но с массовым распространением персональных компьютеров контролировать правомерность использования ПО стало сложно. Вместо того чтобы заниматься своим основным делом, разработчики вынуждены тратить все больше и больше ресурсов на борьбу с неправомерным использованием своих продуктов. Наконец, в 2010-х после экспериментов такие гиганты, как Google, Apple, Microsoft, позиционировались в качестве разработчиков устройств и сервисов, что вполне естественно.
Укрупнение же рынка диктует экономика — если число клиентов SaaS значительно, появляется возможность удешевить продукт и сделать его гораздо более массовым, при этом достаточно точно прогнозируя спрос и потребности ресурсах.
«Конечно, при этом крупным игрокам будет выгодно поглотить мелких, нравится это пользователям или нет», — говорит Соловьев. В целом проблем с клиентами быть не должно, так как в силу эффекта масштаба продукты крупных игроков будут более качественными и дешевыми.
Как полагает Федько, консолидация рынка коснется не всех игроков. «Всех небольших региональных провайдеров поглотить не удастся в силу нашего менталитета и российских реалий», — говорит он. В регионах зачастую процветают интеграторы районно-областного масштаба, контролируемые определенными структурами. Крупным компаниям вход в регионы может быть заказан, сами по себе они ни на одном тендере победить не смогут.То же самое может произойти и с облачными сервисами.