Обещанного три года ждут
Далеко не всем ИТ-директорам хватает того времени, что они находятся в должности, чтобы начать приносить пользу своей компании. Как выяснили исследователи из Европейской школы менеджмента и технологий из Университета Индианы, новому CIO требуется от двух до трех лет, чтобы приобрести влияние. Между тем от ИТ-директоров «ждут многого и сразу» — именно поэтому принудительно увольняют их на 23% чаще, чем других менеджеров. Им просто не дают времени, чтобы стать эффективными. Процесс вхождения в должность, как правило, занимает отнюдь не три месяца. Несколько месяцев необходимо только для того, чтобы присмотреться к бизнесу компании и понять ее культуру.
На самом деле процесс становления ИТ-директора складывается из трех этапов. Первый — вступительный — занимает от 4 до 6 месяцев. В его ходе ИТ-директор изучает отрасль, специфику компании и идентифицирует проблемы, связанные с ИТ. Второй период — стабилизация — длится от 9 до 12 месяцев. Именно столько уходит на проведение изменений и создание ИТ-команды. Наконец, третья стадия — становление — занимает около полугода. На протяжении этого времени ИТ-директор зарабатывает авторитет, который позволяет ему позиционировать себя наравне с бизнес-руководителями.
Обозначенные исследователями сроки этапов могут вызывать вопросы, однако бесспорно то, что изучать специфику компании ИТ-директору в любом случае придется.
«Мы часто забываем о профессиональной подготовке CIO в проблемной области компании», — отметил Виктор Федько, начальник управления ИТ МПО им. Румянцева, в рамках дискуссии «Учите предмет» на портале GlobalCIO. Уже много говорилось о том, что ИТ-директор должен понемногу уметь общаться на одном языке и с экономистами, и с бухгалтерами, а желательно — еще иметь и второе образование. Но у всякого предприятия есть своя специфика, и ИТ-директору необходимо обязательно иметь представление об этой специфике, изучать ее, если у него нет профильного образования. Это может быть непросто, ведь ИТ-директора переходят из одной отрасли в другую относительно часто.
«Убежден: залог успеха работы ИТ-руководителя — прежде всего предметное знание области, а уж потом — всего остального из своей основной профессии, — говорит Федько. — Вывел это для себя как аксиому, исходя из личного опыта. Потому рекомендую любому начинающему на новом месте ИТ-директору стартовать с досконального изучения предмета автоматизации, а не с внедрения любимых и знакомых средств автоматизации, пусть и срочно необходимых с его точки зрения».
«Если ИТ-руководитель не владеет предметной областью, он никогда не предложит ничего нового, никаких изменений процессов, никаких новых видов деятельности. Остается заниматься инфраструктурой и поддержкой сервисов», — согласен Владимир Соловьев, директор по ИТ Финансового университета при Правительстве РФ. Ему приходилось «пересаживаться» из финансов на телевидение, с телевидения в строительство и т. д. Конечно, требуется время, чтобы разобраться в предметной области, но не такое уж и длительное. С другой стороны, освоение новой предметной области само по себе интересно, а вот затем, наоборот, может затянуть рутина эксплуатации и поддержки.
«На кафедре прикладной математики, где я отработал 15 лет, меня всегда удивляли преподаватели, достигшие в своем, достаточно простом, курсе совершенства и преподававшие его десятки лет. Я так не мог, всегда брал новые курсы, как только в старых разбирался», — продолжает Соловьев. Примерно то же самое можно сказать и об управлении ИТ. Подходит момент, когда все, чем можно было поспособствовать развитию бизнеса, уже сделано. Остается либо заниматься самосовершенствованием в рамках этого бизнеса, либо думать о переменах. Речь, конечно, не идет об одном-двух годах работы — за это время, если все нормально, только первые результаты начинают ощущаться.
«Главный бухгалтер металлургического завода, финансовый директор металлообрабатывающей компании, финансовый директор в пищевой промышленности... Да, у меня нестандартный путь к должности CIO, и в этом мое конкурентное преимущество», — отмечает Евгений Цейтлин, начальник управления ИТ Донецкого металлургического завода. Ситуация прямо противоположна обычной: все предметные области уже изучены, приходится изучать ИТ-часть. На самом деле ИТ-директор должен подбираться в зависимости от поставленных задач. Например, на Донецком металлургическом заводе основное внимание направлено на автоматизацию бизнес-процессов с целью оптимизации затрат. В данном случае ИТ-директор, вышедший из бизнеса, находится на своем месте: бизнес-процессы для него прозрачны.