Сегодня совершенно ясно, что в 2014 году на повестке дня у предприятий будут стоять в первую очередь задачи, связанные с интеграцией аналитических механизмов Больших Данных, облачных вычислений, мобильных технологий и социальных медиа. Однако им нужно думать не только о технологиях. Сегодня все игроки имеют доступ к одним и тем же системам и инструментам. Различия же обусловлены не технологией самой по себе, а теми ценностями, которые она приносит (или не приносит) бизнесу.
«Технологии стали неотъемлемой частью многих ключевых процессов, — отметил аналитик компании Foote Partners Дэвид Фут. — И если ИТ-специалисты могут сделать здесь что-нибудь существенное, достигнутые ими результаты, несомненно, будут иметь очень важное значение».
Способность к трансформации и извлечению из технологий реальных ценностей для бизнеса зависит во многом от присутствия грамотных ИТ-специалистов в нужном месте. Для того чтобы работник был востребован на рынке, наличия одних только нишевых технологических сертификатов сейчас уже недостаточно. То же самое можно сказать и о его специализации в какой-то отдельной автономной области. Ограничиваться одним лишь умением запускать и настраивать сервер сегодня нельзя. Нельзя и разрабатывать программное обеспечение в изоляции. Везде важен контекст.
Работодатели начнут активно искать таланты сразу в нескольких областях, востребованы будут специалисты, отличающиеся знанием технологий, специальных областей, бизнеса, процессов и обладающие навыками человеческого общения и умением сбалансированно использовать все свои положительные качества при создании конкретных решений. Очевидно, что многие технические специалисты не могут похвастаться такими качествами. «Речь идет о традиционных ролях и должностях в ИТ-сфере с добавлением элементов, которые позволили бы повысить ценность присутствующих здесь игроков и увеличить получаемую от них отдачу», — указал Фут.
Сегодня пользуются спросом комбинации определенных технических навыков — например, администрирования облака в сочетании со знаниями в сфере системного администрирования, виртуализации, хранения и администрирования сетей. Архитекторы данных, помимо традиционного владения программированием и аналитическими механизмами, должны обладать знаниями в области статистики и умением творчески решать возникающие проблемы.
«Для того чтобы из разработчика Java превратиться в высококвалифицированного инженера-программиста, проектирующего приложения электронной коммерции, необходимо хорошо знать социальные медиа, одну или несколько функциональных бизнес-областей и четко понимать потребности отрасли и клиентов», — пояснил Фут.
Перечислим пять гибридных ролей, которые будут востребованы в нынешнем году и помогут ИТ-специалистам сохранить конкурентоспособность.
1. Корпоративные архитекторы облака
«Корпоративные архитекторы и аналогичные специалисты в области приложений, данных, сетей и безопасности, а также в других функциональных областях выполняют работу, которая всегда была важна и с каждым днем приобретает все большую актуальность, — отметил Фут. — Но одного этого уже недостаточно. Перед предприятиями встает задача интеграции собственных систем с облачными сервисами способом, который обеспечивал бы достаточную устойчивость и масштабируемость. Все больше и больше компаний начинают понимать, что предпринимать активные действия имеет смысл, лишь четко представляя себе архитектуру проекта».
Организациям нужны системные архитекторы, обладающие глубокими знаниями как общедоступных, так и частных облаков во всех их формах (платформы, программное обеспечение и инфраструктура, предоставляемые в качестве сервиса) и пониманием того, какие поставщики и решения оптимальны в том или ином случае. При проектировании и реализации облачной стратегии они должны поддерживать тесный контакт с разработчиками, инженерами и аналитиками, а также с руководителями ИТ-подразделений. Необходимо понимать, каким образом архитектура и технологии будут способствовать общему успеху бизнеса. В противном случае все отдается на откуп поставщикам услуг, которые просто будут продавать вам имеющиеся у них стандартные решения.
Большинство поставщиков готовы адаптировать свои продукты к вашим потребностям, но при этом уровень интеграции и масштабируемости остается недостаточным. «Корпоративным архитекторам нужно совершать грамотные приобретения, — подчеркнул аналитик. — Кроме того, они должны сформулировать принципы облачной архитектуры и проводить их в масштабах всей организации, сохраняя контроль за покупками облачных решений».
2. Бизнес-аналитики, думающие об интеграции
Бизнес-аналитики существовали в организациях всегда. Но никогда прежде их роль не имела столь важного значения. Компаниям нужны специалисты, думающие об интеграции. Они должны не только анализировать отдельные области деятельности компании: финансы, маркетинг, операции, логистику, продажи — но и понимать, к примеру, какие преимущества облако или стратегия анализа данных сулит маркетинговому подразделению. Вполне возможно, что лучшие бизнес-аналитики завтра станут архитекторами корпоративных систем.
3. Специалисты по безопасности с навыками маркетолога
Выслушивая ужасные истории о брешах в корпоративных системах защиты данных и о шпионских программах Агентства национальной безопасности, вы вряд ли задумываетесь о том, что средства безопасности бизнесу еще нужно уметь продать. Однако такое представление ошибочно. «Безопасность вот уже долгое время остается весьма важной областью, и компании не могут не думать о этом, — признал Фут. — Однако расходы на эти цели явно не отвечают потребностям».
При этом организациям не нужны ни более глубокие технические знания, ни наличие дополнительных сертификатов. Им необходимы люди, которые могли бы перевести технологические риски в термины бизнеса, разговаривать с руководством так, чтобы не возникало отторжения, и представлять средства безопасности в качестве расширения существующих возможностей, а не дополнительной помехи.
Короче говоря, они должны быть хорошими маркетологами в сфере ИТ-безопасности. ИТ-директору и директору по безопасности нужны подчиненные, которые могли бы отстаивать свою точку зрения так же убедительно, как и сам ИТ-директор в процессе общения с представителями высшего руководства. Компании ищут людей, понимающих основные концепции бизнеса и умеющих перевести требования безопасности на язык, ясный руководителям, отвечающим за управление финансированием и ресурсами. Одного лишь запугивания страшилками сегодня недостаточно.
4. Специалисты, умеющие структурировать неструктурированные данные
Опыт работы с базами данных весьма востребован в корпоративной среде. Профессионалы, разбирающиеся в тонкостях Cassandra, HBase, MongoDB, CouchDB, NoSQL и других технологий Больших Данных, могут рассчитывать на увеличение зарплаты на 7–15%. Это значительно выше среднегодового роста зарплат в сфере ИТ. Компаниям требуется решать самые разные задачи, начиная от управления основными данными и упреждающего анализа и заканчивая созданием мобильных приложений и открытых систем. Но больше всего им нужны специалисты, умеющие манипулировать неструктурированными данными: сегодня до 90% от общего объема данных представлено в неструктурированном виде — и нужно уметь создать структуру, которая позволяла бы отделять сигнал от шума.
Другой вопрос заключается в том, чтобы суметь удержать соответствующих специалистов. Конечно, компания может переманить кого-нибудь из Google или Amazon за 250 тыс. долл. в год или больше, но этот человек вряд ли надолго останется в организации, если общая культура там не отличается прозрачностью, иерархия подчиненности весьма запутанна, а принятие решений, связанных с управлением данными, требует долгих согласований. «Вы можете привлечь всех необходимых специалистов, но если существующая среда не приспособлена к совместному использованию данных, у вас ничего не получится, — подчеркнул Фут. — Нужна культура, которая позволяла бы поддерживать проводимые инициативы».
5. Инженеры-программисты, готовые не только генерировать код
«Традиционные разработчики могут стоить по десять центов за дюжину, однако лишь немногие инженеры способны создавать настоящие ценности, — подчеркнул Фут. — Это не просто программисты, а эксперты в конкретной предметной области. Они понимают, как мыслят клиенты. Понимают, каким образом пользователи перемещаются по сайту и покупают товары и услуги». Такие специалисты пользуются большим спросом в электронной коммерции, при разработке сайтов, в маркетинге и при проектировании мобильных решений.
Шестисекундные ролики, созданные компанией Lowe's в приложении Vine (в них зрителю показывают, как уложить наволочки стопкой, как отвернуть саморез, у которого сорван шлиц, и т. д.), стали результатом работы талантливых инженеров-программистов. Они начинали как традиционные разработчики, но затем стали проводить определенную бизнес-стратегию, сделав ставку на уникальный клиентский опыт. Лучшие программисты хорошо разбираются в стратегии бизнеса, используют достижения пользователей и реализуют клиентские решения.
- Stephanie Overby. 5 Hybrid IT Roles Your Business Needs to Succeed in 2014. CIO Magazine. January 22, 2014