Многие компании сегодня экспериментируют с геймификацией — использованием игровых элементов в различных бизнес-процессах. Стоит ли брать ее на вооружение в ИТ-службе? Определенно стоит — хотя бы потому, что на языке игр «говорит» сегодняшняя ИТ-молодежь.
Впрочем, геймификация — изобретение не XXI века, а гораздо более ранних эпох. Она давно с успехом применяется в обучении и образовании. Обсуждая ее использование в бизнесе, нельзя не вспомнить социалистическое соревнование и подобные ему системы нематериальной мотивации, применявшиеся в ряде западных компаний.
По мнению экспертов HeadHunter, основными плюсами «игрового» подхода являются быстрая обратная связь, четкие цели и правила, доступность информации для восприятия, возможность решать сложные, но достижимые задачи. Весьма эффективно игрофикация работает в качестве фактора мотивации молодых сотрудников из поколений Y и Z.
В зависимости от цели воздействия «мишенями» геймификации могут становиться рядовые сотрудники компании (в том числе ИТ-специалисты), линейные менеджеры, клиенты, партнеры, представители сообщества. Базовый уровень геймификации подразумевает привнесение в деятельность развлекательного начала. Следующий уровень — вовлечение в ролевые игры. Еще более глубокая геймификация предполагает использование игры как серьезного инструмента мотивации людей, занятых в бизнес-процессах.
Как правило, геймификация призвана воздействовать на эмоции людей, мобилизовать их дополнительные силы и резервы на достижение целей, которые подразумеваются в разыгрываемых ситуациях: многие из тех, кто вовлечен в игры, стремятся продемонстрировать хороший результат, обогнать других, выиграть. Значительная часть работодателей постарается встроить игровые элементы в свои бизнес-процессы. По оценкам Gartner, к 2015 году такие элементы будет иметь четверть реорганизованных процессов. Примечательно, что аналитики Gartner отмечают перспективы именно реорганизации бизнес-процессов: встраивание в них элементов геймификации подразумевает по меньшей мере модификацию процессов, а чаще всего — реорганизацию.
Впрочем, среди сотрудников компаний немало и тех, кто скуп на эмоции и не очень тщеславен (подобные специалисты нередко встречаются в ИТ-подразделениях). Для таких людей будет эффективна геймификация, дающая возможность решать довольно сложные задачи и таким образом добиться дополнительной личной выгоды, повысив свои показатели KPI благодаря выстраиванию своего замысловатого метода, подобно тому как любители игр-квестов выстраивают свои методы прохождения уровней. Правда, создание таких игр — задача, нетривиальная для работодателей, поскольку многие занимаются системами мотивации персонала весьма поверхностно. Вероятно, этим можно объяснить, например, данные опроса, проведенного Docflow: в 54% компаний положительно воспринимают идею использовать игровые элементы в корпоративной системе ЕСМ, хотя на практике задействуют эти элементы лишь 5%.
Большой интерес к игровой мотивации своих клиентов, по данным IDC, проявляют компании из сектора энергетики и ЖКХ. Такие компании экспериментируют с различными подходами к игрофикации, при этом общим является использование детальных данных о потреблении энергии в реальном времени (что достигается благодаря интеллектуальным счетчикам и сетям). Это позволяет наладить мгновенную обратную связь. И хотя первые результаты обнадеживают, аналитики призывают к осторожности в оценках, ведь пока непонятно, как подобные методы мотивации будут работать в долгосрочной перспективе.
Поскольку геймификация хорошо работает для мотивации молодых сотрудников, ИТ-руководителям стоит задействовать ее, чтобы повысить их лояльность — это важно в условиях острого дефицита молодых кадров. И вовсе не обязательно придумывать замысловатые игры. Достаточно предложить подчиненным интересную возможность проявить себя не просто в мастерстве и компетенции в ИТ, но и в хитрости, гибкости ума при решении различных рабочих задач и выстраивании отношений с руководством и коллегами. Это прибавит им уважения к себе, и они будут стремиться раскрыть свой профессиональный потенциал именно в вашем ИТ-подразделении.