Корпоративные ИТ, которые еще несколько лет назад были для бизнес-пользователей «черными ящиками», на наших с вами глазах превращаются в относительно простые, стандартные, вполне утилитарные услуги для бизнеса, доступные посредством тех же самых устройств, что применяются для игр и прочих развлечений. Благодаря стандартизации многие ИТ-услуги уже сейчас можно приобрести извне, и с каждым годом таких услуг будет прибавляться, тем более что спрос на такие «консьюмеризированные» ИТ год от года растет. Все меньше бизнес станет ощущать потребность в создании чего-то уникального силами собственных ИТ-специалистов. Главной задачей большинства ИТ-департаментов будет не столько создание решений из аппаратных и программных компонентов, сколько компоновка, композиция внешних услуг и «дирижирование» их поставщиками.
Яркий пример — BYOD. Пользователи не просто хотят, работая с корпоративными ИТ, применять те же самые устройства, с которыми коротают часы досуга, но и требуют, чтобы эти технологии предоставлялись им так же, как, например, игры (посредством магазинов приложений), чтобы работать с ними было столь же легко и просто, как, например, с программами для путешественников, и чтобы идеология пользовательских интерфейсов при этом была схожа с хорошо знакомыми интерфейсами популярных приложений.
Часть расходов при этом берут на себя сами сотрудники, приобретая за свой счет «оконечные» устройства, другую часть — бизнес-подразделения, которые включают расходы на ИТ в сметы своих проектов, не успевая (а иногда и намеренно не желая) объединять эти статьи затрат с корпоративным ИТ-бюджетом. Зачастую бизнес хочет получить желаемые функции как можно быстрее — это бывает важно на рынках с высокой конкуренцией. И по большому счету бизнесу все равно, кто или что и каким образом им эти функции реализует: централизованный ИТ-департамент (этакая внутренняя «фабрика ИТ»), своя собственная ИТ-группа («мастерская ИТ» в составе бизнес-подразделения), внешний ИТ-подрядчик или обезличенная ИТ-услуга, приобретаемая из облака. У бизнеса есть выбор, кому направить деньги на ИТ, и если со стороны топ-менеджмента нет давления или строгих директив, то деньги вполне могут идти мимо ИТ-департамента.
Впрочем, и ИТ-департамент может не успеть выполнить какой-то проект как можно быстрее, по традиционной «схеме» и в те сроки, на которых настаивает бизнес. Выход в том, чтобы «компоновать» проект из услуг внешних ИТ-подрядчиков. Но, как известно, проекты сильно притормаживают, если влияние человеческого фактора в них велико. Обойти эту проблему можно, делая ставку на обезличенные облачные ИТ-услуги путем выстраивания из них композиций, которые обеспечивают нужные функциональные возможности.
И очень вероятно, что такие схемы создания новых ИТ-решений получат серьезную поддержку со стороны руководителей организаций, ведь решения, скомпонованные из услуг, можно не ставить на баланс как активы, их можно проводить через бюджеты не как капитальные, а как операционные расходы, улучшая таким образом корпоративную отчетность.
Что остается внутренним ИТ-специалистам, помимо инжиниринга услуг? По мнению Forrester, на них ляжет забота по координации усилий внешних подрядчиков. Прежние большие централизованные ИТ-департаменты, считают аналитики, примерно к 2020 году уйдут в прошлое.
Есть ли у ИТ-департаментов и их руководителей возможности продемонстрировать в этих условиях свою особую роль? Полагаю, что есть — если они научатся глубоко понимать замыслы и способы работы бизнеса, если станут предлагать новаторские идеи и реализующие их решения, способные открыть качественно новые горизонты. Для этого ИТ-департаменты должны будут значительно измениться, существенно усилив свою компетенцию в области управления инновациями.
Правда, суета вокруг инноваций, насколько я знаю, нужна далеко не всем CIO. Многих вполне устраивает тихая гавань эксплуатации и сопровождения ИТ. Ну что же, разным топ-менеджерам и разным организациям нужны разные CIO. И те и другие найдут друг друга — ведь, как известно, рыбак рыбака видит издалека.