Большинство компаний сегодня так или иначе используют бизнес-процессы для упорядочения своей деятельности. Информационные технологии, выступив проводником процессного управления в мире бизнеса, послужили основой развития концепции BPM. Вместе с тем выяснилось, что повсеместная и сплошная автоматизация не является панацеей для решения хозяйственных задач. Создание и исполнение бизнес-процессов сильно зависит от человеческого фактора, поскольку требует учета особенностей сотрудников и их роли не только в процессах принятия решений, но и на различных этапах жизненного цикла бизнес-процессов, включая их проектирование и последующую оптимизацию. Конкретные решения во многом зависят от специфики бизнеса.
«В первую очередь от людей зависит эффективность бизнес-процессов организации», Андрей Юдкин, ИТ-директор компании ManpowerGroup Russia |
Бизнес на линии огня
Кадровый бизнес находится на переднем крае борьбы за эффективность организации, поскольку именно с подбора и подготовки персонала начинаются удачные проекты модернизации бизнес-процессов. В то же время сами кадровые компании вынуждены тратить немало времени и сил на оптимизацию собственных бизнес-процессов.
ManpowerGroup — международная компания, которая достаточно жестко регламентирует работу своих региональных подразделений. «За основу бизнес-процессов российского подразделения были взяты процессы, выстроенные в штаб-квартире компании, — отмечает Андрей Юдкин, директор по ИТ компании ManpowerGroup Russia. — Они были доработаны в соответствии с российскими требованиями». То же касается и системы KPI компании. Сеть бизнес-процессов постоянно дорабатывается по мере развития бизнеса. В этой деятельности прежде всего принимает участие департамент, которого в наибольшей степени касаются преобразования, осуществляемые в рамках того или иного проекта, и департамент HR.
По мнению Юдкина, информационные технологии, безусловно, могут и должны повышать эффективность исполнения бизнес-процессов кадровой организации, особенно в части рутинной работы специалистов. Основные задачи, связанные с поиском информации и ее анализом, не должны отнимать много времени. Информационная система кадрового бизнеса должна решать множество задач на всех стадиях основных процессов организации: автоматизация импорта резюме в базу, мониторинг всех этапов взаимодействия с клиентом, ведение информативной и понятной статистики и пр. Но как бы то ни было, конкурентным преимуществом кадровой компании остаются люди, которые умеют наладить отношения с клиентом, говорить с ним на одном языке, правильно интерпретировать требования клиента и — самое главное — отобрать из десятка кандидатов тех людей, которые клиенту подойдут или понравятся. Никакая информационная система не заменит профессионализма сотрудников, уверен Юдкин: «Люди были, есть и остаются основным активом в кадровом бизнесе. В первую очередь от них зависит эффективность бизнес-процессов организации».
Впрочем, сказанное в первую очередь касается «традиционного» рекрутмента. Многие кадровые компании, помимо подбора персонала, сегодня предоставляют услуги по кадровому делопроизводству и расчету заработной платы, силами своих специалистов осуществляют обслуживание клиентов и оказывают другие платные услуги. Реализующие их бизнес-процессы более требовательны к ИТ-поддержке. Несмотря на то что законодательство тщательно регламентирует кадровую деятельность, информационная система для кадрового бизнеса должна быть гибкой, чтобы подстраиваться под нужды конкретных проектов, и иметь большой запас масштабируемости. В целом ИТ-поддержка бизнес-процессов кадрового агентства призвана обеспечивать единое информационное пространство и объединять два указанных основных направления работы. «Однако роль человека в процессах кадрового бизнеса остается первостепенной, — отмечает Юдкин. — ИТ в данном случае — только инструмент, который должен предоставлять бизнесу платформу, максимально облегчающую работу».
Одним из заметных явлений последних лет стал рост мобильности сотрудников. В частности, торговые представители, как правило, используют планшеты и сотовую связь, причем наблюдается рост доли услуг по передаче данных по сравнению с голосом. Клиенты Manpower все чаще требуют, чтобы представитель компании находился непосредственно в офисе клиента, что предполагает его активную удаленную работу. По мнению Юдкина, активизации этой деятельности будет способствовать распространение технологии ЭЦП.
Преимущественно процессный или проектный характер деятельности формирует определенные требования к персоналу. Они могут сильно различаться в организациях разного типа. Компания ManpowerGroup постоянно отслеживает все нюансы спроса на персонал и может судить о специфике требований со стороны тех или иных отечественных компаний. Юдкин отмечает: «К нам в основном обращаются организации с устоявшейся системой бизнес-процессов, хотя у многих есть и проектная деятельность». Как правило, такие компании не выделяют в своих требованиях ничего специального, кроме указания срока, на который требуется сотрудник. Обычно работодатель лояльно относится к тому, что заработная плата «проектного» сотрудника будет несколько выше, чем у постоянного работника. Бывают случаи, когда в связи со срочностью, спецификой проекта и невозможностью дополнительного обучения требования к сотруднику устанавливают более жесткие. «Случаются и обратные ситуации, когда требования снижают, опять же в связи со сроками проекта», — рассказывает Юдкин. Что касается личностных компетенций, то требований к ним в случае найма на конкретный проект существенно меньше, чем в случае найма постоянного сотрудника.
«Проектировать бизнес-процессы можно только своими силами. Нет одинаковых компаний, и не бывает одинаковых процессов в разных компаниях», Дмитрий Мозговой, начальник отдела информационных технологий компании «Буквоед» |
Наличие сквозных бизнес-процессов предполагает выделение владельца процесса — должностного лица, распоряжающегося материальными и информационными ресурсами бизнес-процесса, управляющего его ходом, несущего ответственность за результат и эффективность. Наличие этой позиции необходимо для успешного функционирования процесса. «Заказы на специалистов такого рода довольно редки», — отмечает Юдкин. Как правило, это связано с образованием нового подразделения в крупной организации либо с выходом на российский рынок зарубежной компании. Требования в данном случае у каждой компании уникальны. «Сейчас такой поиск нам заказывают все реже, — говорит Юдкин. — Иностранные компании предпочитают сначала направлять своих специалистов на «разведку», затем собирают команду и дообучают российских специалистов». Что касается портрета востребованного владельца процесса, то, по мнению Юдкина, это нечто среднее между менеджером по развитию бизнеса и менеджером по продажам.
Процессы в крупной сети
По мнению Дмитрия Мозгового, начальника отдела книготорговой компании «Буквоед», серьезным отличием крупной розничной сети с большим числом торговых объектов от других торговых предприятий является прежде всего большой штат торгового персонала (в основном продавцов и консультантов), а также их оторванность от центрального офиса компании. По той же причине более сложны и логистические процессы. Соответственно, бизнес-процессы управления удаленными объектами, их персоналом и логистикой сети очень важны.
Исторически так сложилось, что деятельность ИТ-департамента компании «Буквоед» наиболее сильно влияет на ее логистические бизнес-процессы, организовывает и поддерживает их, в меньшей степени — на управление и взаимодействие с удаленными объектами и слабее всего — на процедуры управления торговым персоналом.
С точки зрения Мозгового, проектировать бизнес-процессы можно только своими силами, поскольку «нет одинаковых компаний и не бывает одинаковых процессов в разных компаниях». Следовательно, привлекать консультантов на этапе проектирования полезно лишь для обучения персонала и внедрения современных методологий проектирования бизнес-процессов, но поставить и решить осмысленную задачу в этой области сторонние специалисты не смогут. При выборе KPI, отмечает Мозговой, ИТ-департамент в состоянии оценить возможность подсчета предлагаемых параметров и стоимость этой процедуры. Впрочем, иногда он может предлагать собственные интерпретации KPI, особенно если они уже подсчитываются в какой-либо из используемых информационных систем.
Влияние ИТ-департамента на оптимизацию бизнес-процессов, по мнению Мозгового, может быть очень велико: «Здесь в первую очередь играет роль личность директора по ИТ, ведь именно ему необходимо правильно сочетать устойчивость функционирования ИТ-системы и необходимость постоянного ее развития». Если этот баланс соблюдается, то ИТ-департамент становится движущей силой инноваций в бизнес-процессах компании. По мнению Мозгового, этот департамент также является активным участником обучения персонала компании, которое должно быть составной частью любого проекта внедрения или оптимизации бизнес-процессов. Каким оно будет, существенно зависит от того, что внедряется или оптимизируется.
Процессы для высоких технологий
Хозяйственная деятельность компании «Геометрия», специализирующейся на инженерных изысканиях и геофизических исследованиях для строительства, подразумевает активное взаимодействие производственных отделов, коммерческого и договорного отделов, а также широкое привлечение фрилансеров и подрядных организаций к исполнению производственных процессов. Как отмечает Алексей Турчков, генеральный директор компании «Геометрия», характерной особенностью этих процессов является осуществляемая на разных уровнях работа с разнообразной документацией — разрешительной, рабочей (ведомости, полевые и буровые журналы, отчеты), коммерческой и бухгалтерской. Таким образом, на первый план выходят эффективная реализация взаимодействия между ее структурными подразделениями, автоматизация генерации и учета документации, сбор статистики производственных показателей и информации о подрядчиках и заказчиках.
Так как компания относится к разряду малых, то к специфике бизнес-процессов добавляется учет наличия нескольких ключевых сотрудников, и надо отметить, что пока делегирование полномочий проработано недостаточно. Необходимость непрерывного взаимодействия между разнородными структурными подразделениями компании и риск ресурсных конфликтов, связанных с ограниченностью рабочего времени ключевых сотрудников, сделали ИТ-департамент одной из важнейших структур, ответственных за повышение управляемости компанией, именно он занимается моделированием и автоматизацией бизнес-процессов, решая задачи их разработки, администрирования и поддержки пользователей (для этого применяется программный пакет Bizagi BPM Suite).
В вопросе проектирования бизнес-процессов компания прошла путь от заказа программной реализации бизнес-процессов у внешних специалистов из фирмы «Бизнес-консоль» до найма собственного сертифицированного специалиста, в чьи обязанности входят моделирование и автоматизация бизнес-процессов. Поскольку в ходе реализации проекта по внедрению системы управления бизнес-процессами (BPMS) возникла необходимость модернизировать ИТ-инфраструктуру компании, этот сотрудник активно сотрудничал со специалистами ИТ-департамента.
«Проектирование и исполнение бизнес-процессов в небольших компаниях требуют учета наличия нескольких ключевых сотрудников», Алексей Турчков, генеральный директор компании «Геометрия» |
Одним из положительных результатов внедрения BMPS стала возможность подсчитать параметры работы компании (прежде этого не делалось из-за высокой трудоемкости). Собранная статистика позволила эффективно внедрить системы KPI в коммерческом и ИТ-департаментах. Внедрение системы KPI в производственных отделах пока не завершено.
Другим положительным результатом внедрения BPMS является регламентация работы сотрудников — «исполнителей задач» в терминах BPMS. Точная регламентация их деятельности позволила существенно сократить время на обучение новых кадров.
В компании ведется регулярная оптимизация существующих бизнес-процессов в соответствии с методологией PDCA (ее еще называют колесом Деминга). Она направлена, с одной стороны, на устранение замечаний пользователей и, с другой стороны, на сбор статистики по не учитывавшимся ранее параметрам в соответствии с заданием руководства. При этом активно используются возможности внедренных информационных систем, в частности, интеграция со сторонними веб-сервисами, например с «Яндекс.Карты», для оптимизации логистики производственных отделов. Проводится регулярный инструктаж пользователей системы, что положительно сказывается на общей культуре работы сотрудников и их уровне владения современными ИТ-инструментами.