BYOD или не BYOD?
Политика использования личных мобильных устройств в рабочих целях к 2017 году будет принята почти в половине компаний мира, и они больше не будут выдавать сотрудникам корпоративные устройства.
Как прогнозируют в Gartner, 40% компаний предложат сотрудникам выбор — использовать личное либо корпоративное устройство, и только 15% так и не примут политику BYOD.
Обслуживание корпоративных мобильных устройств обходится в среднем более чем в 600 долл. в год на каждого сотрудника, и для многих компаний это слишком высокая плата за повышение эффективности работы. Политика BYOD больше всего распространена сейчас в компаниях с доходом от 500 млн до 5 млрд долл., но ее уровень популярности сильно различается в разных странах. Самый высокий уровень популярности отмечен в Индии, Китае и Бразилии, а в США он в два раза выше, чем в Европе.
Хотя сотрудники, как правило, рассчитывают на компенсацию своих расходов, стандартных методов компенсации пока нет. Лишь половина компаний оплачивает сотрудникам тарифные планы, и только 2% возмещают все расходы. Появляются и дополнительные затраты на обеспечение безопасности устройств и прочие побочные расходы. Уже сейчас эти расходы могут превысить 100 долл. в год на человека.
В J'son & Partners также отмечают, что компании далеко не всегда компенсируют сотрудникам хотя бы затраты на мобильный Интернет для работы с бизнес-приложениями. Лишь 53% пользователей получают от работодателей какую-либо компенсацию. Если компании хотят внедрить мобильные бизнес-приложения в рабочий процесс и, более того, инициируют переход на их использование, то вопрос о компенсации затрат на передачу данных должен быть решен самими компаниями.
«Я четко разделяю личное и рабочее, поэтому BYOD вызывает у меня грусть, и я никогда не буду ее сторонником», — говорит Виктор Галактионов, директор департамента ИТ «РосЕвроБанка». По его словам, у BYOD больше минусов, чем плюсов. Компании ненавязчиво залезают в карман к пользователям, перекладывая на тех расходы на связь, приобретение оборудования и его ремонт. Взамен они получают «зоопарк» устройств, ограничения в правах собственности и функциональности, а также проблемы с личными данными.
Следует отметить, что важную роль в распространении BYOD играет демографический фактор.
«В компании приходят сотрудники поколения Y, только что закончившие институты и начинающие свою карьеру, — рассказывает Дмитрий Иншаков, ИТ-директор PwC. — По своему мировоззрению и ожиданиям они существенно отличаются от старших сотрудников. Они привыкли к мобильности и, не получив ее, бывают сильно разочарованы. Это крайне негативно влияет на их мотивацию».
Уже появился термин «презентизм», означающий симптомы человека, присутствующего на рабочем месте, но абсолютно бесполезного из-за усталости и демотивированности. Обеспечение возможности работы с собственных устройств позволяет решить эту проблему. При этом чем дальше сотрудник живет от офиса, тем большую ценность имеет для него удаленная работа. Таким образом, мобильность и удаленная работа становятся важным инструментом обеспечения лояльности персонала.
Согласно статистике Citrix, в среднем сотрудники в течение дня применяют для работы и развлечений пять устройств, формирующих персональное ИТ-облако пользователя. Многообразие устройств постоянно растет, превращаясь в кошмар для ИТ-служб. Ожидается, что они должны дать «зеленый свет» мобильным устройствам, попутно обеспечив безопасность их работы.
Действительно, смартфоны и планшеты работают под управлением операционных систем, никогда не использовавшихся в корпоративных средах, поставляются без встроенных средств взаимодействия с ИТ-инфраструктурой и порождают проблемы безопасности. Риски, приносимые пользователями, не должны игнорироваться. Они должны учитываться в процессах поддержки, мониторинга и управления инцидентами.
«Следует разделять BYOD и мобильную работу — это совершенно разные тенденции», — подчеркивает Владимир Гайкович, генеральный директор компании «Андэк». Сотрудникам нужны свобода и удобство, а компания взамен хочет получить повышение производительности труда, в том числе и за счет дополнительного рабочего времени. Подход BYOD полезен, когда сотрудники очень увлечены своей работой и максимально ориентированы на результат. Именно в этих случаях происходит стирание границ между работой и личной жизнью.
Однако никакие технологии не способны решить главное противоречие BYOD, заключающееся в том, что устройство является собственностью сотрудника. Купив планшет, далеко не каждый пользователь позволит вмешиваться в него — например, отключать в целях безопасности камеру или запрещать установку приложений. Во многом из-за нерешенных пока противоречий тема BYOD до сих пор вызывает в ИТ-сообществе самые противоречивые эмоции.