Рынок высоких технологий
ИТ в здравоохранении растет благодаря телемедицине
Как известно, в России ИТ объявлены важным компонентом развития медицинского сектора и являются приоритетной областью для инвестирования. Российское правительство приняло программу развития здравоохранения до 2020 года.
Именно эти инициативы и уже существующие проекты во главе с телемедициной обеспечат рост рынка электронных систем здравоохранения.
Тем не менее, как подчеркивают аналитики Frost & Sullivan, в настоящее время уровень развития ИТ-инфраструктуры на российских предприятиях сферы здравоохранения остается низким, хотя ситуация и изменилась к лучшему. По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2009 году лишь 20% российских медицинских учреждений имели в своем распоряжении современные ИТ-системы, причем в среднем на пять сотрудников приходился один компьютер.
Однако в последние годы расходы на ИТ росли стремительно, и эта тенденция сохранится. В 2010 году общий объем расходов на ИТ в здравоохранении составил 310 млн долл. К 2017 году, как ожидается, он достигнет 882 млн долл. при среднегодовом темпе роста 16%.
Одним из основных препятствий для дальнейшего развития ИТ в этой области является отсутствие законодательной базы, которая регулировала бы нормы и стандарты электронных систем здравоохранения. Это порождает противоречие: с одной стороны, государство заявило о необходимости внедрять элементы ИТ в медицинских учреждениях; с другой стороны, действующее законодательство не допускает применения подобных решений. Есть еще несколько серьезных факторов, сдерживающих внедрение новых ИТ-систем в здравоохранении, — это недостаток покупательной способности большинства учреждений, отсутствие у медперсонала необходимых навыков, слабое понимание преимуществ внедрения подобных решений.
На сегодняшний день в России функционирует свыше 300 медицинских информационных систем. Из-за отсутствия стандартов обмена информацией их внедрение выполняется неупорядоченно, многие используемые приложения несовместимы друг с другом. Проблемы совместимости не позволяют в полной мере раскрыть потенциал имеющихся решений.
Одно из наиболее быстро развивающихся направлений — это телемедицина. Основными движущими факторами ее развития становятся развитие широкополосного доступа в Интернет и ресурсоэффективность. Данная форма оказания медицинских услуг в основном используется для видеоконсультаций и диагностики.
Безопасность не зависит от экономики
Мировой рынок средств компьютерной безопасности, включая программы, сервисы и сетевое оборудование, в 2012 году вырастет на 8% и достигнет 60 млрд долл. Как прогнозируют в Gartner, к 2016 году, несмотря на риск экономической нестабильности, рынок может достигнуть 86 млрд долл.
Аналитики полагают, что быстрее всего будут расти сегменты аутсорсинга служб безопасности, аппаратных шлюзов и средств управления событиями безопасности. Сильно влияет на развитие рынка спрос на облачные средства безопасности.
Подавляющее большинство опрошенных специалистов ожидают сохранения на прежнем уровне или увеличения бюджетов на обеспечение безопасности, и только 5% полагают, что по итогам 2012 года они сократятся. Увеличения бюджетов несколько чаще ожидают представители развивающихся рынков. Это связано, как считают аналитики, с продолжающимся в США и Европе финансовым кризисом, который в меньшей степени затронул рынки средств компьютерной безопасности Бразилии, Китая, Индии и других развивающихся стран.
Техника безопасности
Утечки из-за разгильдяйства
Большинство утечек данных вызвано «бытовыми» причинами — утерей или кражей носителей данных, а также просто неподобающим обращением пользователей с корпоративной информацией. Как показало исследование, проведенное Forrester, умышленные действия — атака извне и целенаправленная кража информации — распространены гораздо меньше, хотя именно они приносят наибольший ущерб. Как легко заметить, действия сотрудников, умышленные или неумышленные, лежат в основе подавляющего большинства инцидентов.
Разумеется, все расширяющееся использование мобильных устройств, а тем более — своих собственных, ухудшает статистику. Многие организации формируют политики их защиты, но не имеют инструментов для реализации созданных правил на практике. Например, половина опрошенных обеспокоены потенциальными последствиями краж мобильных устройств, а 39% — отсутствием DLP-систем для них.
Пока петух не клюнул
Организации все больше придерживаются превентивного подхода к обеспечению безопасности. Как выяснили аналитики Coleman Parkes, в 71% компаний специалисты по безопасности на равных участвуют в совещаниях первых лиц компании. Кроме того, отмечен рост использования методов анализа: 82% указали, что изучают возможность внедрения решений по управлению информацией и событиями безопасности (Security Information and Event Management, SIEM).
Тем не менее до сих пор мерам безопасности, применяемым в ответ на появление брешей, уделяется больше внимания, чем превентивным.
В частности, свыше 50% респондентов признались, что тратят на них больше времени и денег. Во многом это вызвано невысокой зрелостью: стратегию управления информационными рисками имеют меньше половины респондентов, а 53% составляют отчеты вручную или вообще не занимаются соответствующей оценкой угроз.
Опрошенные руководители выразили озабоченность по поводу того, что новые технологии создают более сложные проблемы безопасности, с которыми компании еще не сталкивались. Острое беспокойство по-прежнему вызывают облачные вычисления, но это, скорее, связано с недостаточной информированностью, чем с самими технологиями. Большинство респондентов признались, что особые сложности в связи с использованием облачных сервисов обусловлены непонятными для них требованиями в отношении безопасности или покупкой сервисов без предварительного изучения всех доступных предложений.
Управление
Поиск будет непростым
Планы ИТ-руководителей относительно найма персонала стали более оптимистичными по сравнению с прошлым кварталом. Как показало исследование, проведенное Robert Half Technology, 9% ИТ-руководителей в IV квартале планируют расширение штата, а 6%, напротив, говорят о сокращениях.
Для ИТ-департаментов, планирующих расширение, поиск специалистов может стать непростой задачей, и 54% ИТ-директоров это признают. Наиболее востребованными специальностями, исходя из результатов опроса, являются администраторы сети, администраторы базы данных и специалисты поддержки.
К слову, ИТ-специалисты вовсе не являются лидерами по востребованности. Их существенно опережают специалисты по продажам и развитию бизнеса, юристы и маркетологи.
Бизнес и технологии
В Больших Данных ищут смысл
Несмотря на все перспективы Больших Данных, главной проблемой для компаний остается поиск их применения. Действительно, поставщики решений и аналитики обещают от использования Больших Данных огромные преимущества. Однако опрос, проведенный американской редакцией Computerworld, показал, что бизнес-руководители не просто не имеют понятия о том, как эти данные можно использовать, — они даже не могут сформулировать свои пожелания ИТ-службам.
За несколько последних лет поставщики решений инвестировали огромные средства в технологии сбора, хранения, анализа гигантских объемов структурированных и неструктурированных данных. Созданные инструменты реально работают, поэтому проблема вовсе не в технологиях, а в монетизации собираемой информации.
Вероятно, чтобы произошли какие-то сдвиги, нужно изменить образ мышления. Похожая ситуация некоторое время назад наблюдалась с традиционными аналитическими системами. Пожалуй, ИТ-подразделениям имеет смысл выступать в роли просветителей, показывать примеры использования Больших Данных в бизнесе. Такие примеры могут сыграть очень важную роль: до многих вещей люди без должного технического образования просто не смогут додуматься.
В целом настроение респондентов перекликается с результатами недавнего опроса, проведенного TheInfoPro. Согласно ему, большинство компаний не строят никаких планов относительно Больших Данных исключительно потому, что не видят сценариев их использования.
Пять правд про облака
У компаний по-прежнему много путаницы относительно сути облачных технологий. Аналитики Gartner решили развеять пять наиболее распространенных заблуждений.
Облако — это не только виртуализация. Использование на сервере гипервизора не порождает частного облака. Хотя виртуализация и является ключевым компонентом облачных вычислений, помогая разделять и объединять ресурсы, она не обеспечивает двух других характеристик облака: самообслуживание и масштабируемость.
Облако — это не только средство экономии. Одна из главных ошибок ИТ-департаментов — обращение к облачным технологиям исключительно с целью сокращения издержек. Действительно, такой эффект возможен, но главной целью должно быть все-таки увеличение гибкости и масштабируемости сервисов.
Частное облако не всегда располагается в ЦОД его владельца. На самом деле тип облака не определяется его местоположением. Многие поставщики предлагают частные облака в собственных ЦОД, подразумевая, что все ресурсы этого облака посвящены единственному заказчику, а не делятся между многими.
Частное облако — это не только IaaS. Все остальные формы облаков в его рамках тоже возможны. Более того, именно такой подход подразумевает коренные изменения в предоставлении ИТ-сервисов.
Частное облако со временем может превратиться в гибридное или даже публичное. Более того, так произойдет с большинством компаний. Частное облако становится первым шагом для многих компаний, позволяя избежать многих проблем (реальных или надуманных), связанных с публичными облаками. Однако рынок меняется, предложения становятся более зрелыми и через некоторое время отдельные сервисы будет выгодно приобретать извне.
Открытая альтернатива
Компаниям, желающим заменить старые ИТ-системы, следует обратить внимание на вариант открытого ПО, рекомендует Amadeus IT Group. Хотя этот вариант непростой и трудоемкий, он представляет собой реальную альтернативу. Технологии Open Source достигли достаточной зрелости, чтобы использоваться даже в бизнес-критичных приложениях.
Во-первых, на открытых технологиях выросло новое поколение талантливых программистов, которые предпочитают их проприетарным решениям. Другое преимущество заключается в снижении стоимости владения приложениями на протяжении их жизненного цикла. Хотя лицензии на Open Source обычно бесплатны, компании вынуждены платить за поддержку и развитие систем. Целесообразность различных проектов должна рассматриваться индивидуально, но считается, что вполне возможно добиться экономии 20%.
Переход не всегда дается малой кровью. Во многих случаях компания вынуждена содержать два штата разработчиков — один для поддержки старой системы, другой — для разработки новой. Впоследствии речь идет о переучивании специалистов на новые технологии, что также требует инвестиций. Важно, чтобы руководство компаний имело реалистичные ожидания относительно сроков и бюджета проекта.
Источник преимуществ и рисков
Более половины компаний обеспечивают мобильный доступ сотрудников к бизнес-приложениям. Как показали результаты исследования «State of Mobility 2012», проведенного Symantec, 59% сотрудников компаний используют смартфоны и планшеты для работы с бизнес-приложениями. Значительно большее число — 86% — применяют мобильные устройства для доступа к электронной почте. Как подчеркивают эксперты, использование мобильных устройств, в том числе собственных, вполне оправданно и дает значительные преимущества с точки зрения роста эффективности. Тем не менее такой подход требует решений, позволяющих управлять устройством и разделять корпоративную и личную информацию.
В 41% компаний признают, что мобильные устройства представляют собой один из основных источников рисков — от потери и кражи устройств до неавторизованного доступа к корпоративным ресурсам.
Изменить стереотипы
ИТ-директора рискуют потерять свое место в составе руководства, если не изменят подходы к работе, предупреждают в Ernst & Young.
Ключевая роль, которую ИТ продолжают играть в развитии практически всех сфер и отраслей бизнеса уже на протяжении 20 лет, свидетельствует о масштабах возможностей, упущенных руководителями ИТ-служб. Генеральным директорам порой требуется дополнительная движущая сила, стимул в лице специалиста, сочетающего в себе технические знания и бизнес-навыки. Однако лишь очень немногие ИТ-директора пользуются авторитетом полноправных членов руководящей элиты. Несмотря на их глубокие познания в технической сфере, они по-прежнему рассматриваются как специалисты службы поддержки, не обладающие профессиональной бизнес-компетенцией на должном уровне. Это ограничивает их шансы на участие в принятии стратегических решений.
Чтобы остаться востребованными в стремительно меняющейся технологической среде, руководители ИТ-служб должны выйти за рамки привычных шаблонов и перестать рассматривать свои службы исключительно в качестве центров сбора и обработки данных. Те же, кто этого не сделает, рискуют потерять еще больше очков в корпоративной иерархии или же вообще лишиться места в составе руководящего аппарата бизнеса.
Менее половины бизнес-руководителей считают, что ИТ-директорам удалось в последние несколько лет укрепить свои позиции в различных вопросах – от инноваций в сфере товаров и услуг до повышения оперативности бизнес-процессов. Примечательно, что 60% руководителей ИТ-служб уверены в том, что вносят существенный вклад в принятие обоснованных решений при разработке корпоративной стратегии, в то время как такого же мнения придерживаются лишь 35% их коллег из бизнес-руководства.
О низком уровне вовлеченности в управленческие процессы говорят 38% ИТ-директоров. Они отмечают нехватку поддержки со стороны высшего руководства. В большинстве случаев топ-менеджеры обсуждают с ИТ-директорами вопросы ИТ-бюджета, не затрагивая проблематику потенциальной роли ИТ в успехе бизнеса в целом. ИТ-руководители признают, что изменить укоренившееся однобокое представление об их службе будет непросто. Но именно это и необходимо для переоценки того места и роли, которые будут отведены ИТ-директору и всей ИТ-службе в структуре бизнеса в будущем.
Будущие ИТ-директора должны быть способны наглядно продемонстрировать, что их службы могут не просто выполнять функции поддержки, но быть активным источником инноваций.