Gartner: объем ИТ-инвестиций в банковском секторе огромен

По данным Gartner, в 2011 году затраты на ИТ в сфере банковских услуг выросли более чем на 6%. Но гораздо важнее, что этот рост продолжается и останется примерно на том же уровне. Как отмечают аналитики, объем инвестиций в банковский сектор огромен, и особенно это заметно в сегменте малых банков.

Предприятия финансовых услуг традиционно занимают первое место по объему затрат на ИТ. В среднем он составляет 6,5% дохода и 8–10% операционных затрат. Практика показывает, что бюджет делится примерно пополам на специфичные для банков решения — такие как АБС и системы управления рисками, системы «общего назначения» (CRM, управление бизнес-процессами, безопасность, бизнес-аналитика). Тем не менее исследования показывают важную тенденцию: центр затрат смещается в мобильные технологии и системы различных видов удаленного обслуживания.

Но гораздо интереснее озвученные MarketVisio тенденции развития ИТ в российских банках среднего масштаба. Как выяснилось, важнейшим направлением ИТ-инвестиций некрупные банки считают внедрение CRM-систем, обновление АБС и построение хранилищ данных. При этом преимущественно используются решения отечественных поставщиков.

Диаграмма1

Платят сколько есть

Стоимость веб-разработки практически не зависит от сложности проекта, выяснилось в результате опроса, проведенного организацией «Рейтинг Рунета». В его ходе заказчики веб-разработки должны были оценить, насколько совпала (или не совпала) фактическая стоимость проекта с тем бюджетом, который планировался изначально.

Как оказалось, фактический бюджет не совпадает с предварительным в 56% проектов.

Общая картина примерно одинаковая во всех ценовых диапазонах: чаще всего итоговый и предварительный бюджеты совпадают либо итоговый бюджет оказывается несколько больше. А вот приятные неожиданности в плане цены случаются редко.

Впрочем, популярность пункта «совпал» не означает, что современный заказчик сам способен точно определить стоимость работ. Скорее, механизм тут обратный — первоначально выделяется некий бюджет, после чего ищется исполнитель, способный в выделенный бюджет вписаться. Это и дает в статистике иллюзию точной предварительной оценки.

Вышеописанный подход определяет и ощутимую разницу между пунктами «существенно больше» и «несколько больше». Понятно, что если бюджет зафиксирован заранее, то у веб-студии есть шанс «уговорить» заказчика заплатить чуть больше, добавив к первоначальной цене 10–20%. А вот чтобы «прыгнуть» существенно дальше, нужно обладать мощным авторитетом и большими способностями к ведению переговоров. Подавляющее большинство студий по своему «весу» просто несопоставимы с заказчиками, на которых работают, а потому повлиять на клиента не в состоянии.

Очень показательна и картина с теми бюджетами, которые уменьшились в ходе веб-разработки. Задавая некие рамки бюджета, заказчик провоцирует веб-студию не столько провести оценку трудозатрат и вывести адекватную цену, сколько освоить выделенный бюджет в любом случае. Исполнитель исходит из того, что заказчик должен заплатить не меньше оговоренного изначально, независимо от реальной себестоимости разработки. Как иронизируют аналитики, можно сказать, что обобщенная формула расчета бюджета веб-разработки выглядит так: «Сколько стоит разработка? — А сколько у вас есть?»

Диаграмма 2