Аналитики дружно сообщают о все более широком распространении корпоративных систем видео-конференц-связи как альтернативы бесплатным видеосервисам. Действительно, эффект популяризации этой технологии очевиден — недаром еще несколько лет назад многие игроки рынка ВКС приветствовали распространение бесплатных видеосервисов, считая, что те способствуют продвижению технологии и прививают культуру пользования видеосвязью.
Любопытно, что рост рынка происходит в первую очередь за счет бюджетных решений. Как отмечают в IDC, особенно впечатляющий скачок в 2011 году был отмечен в сегменте стандартных систем телеприсутствия, который вырос на 39% и по итогам квартала достиг 444 млн долл., составив 55% рынка ВКС.
По итогам 2011 года общий объем рынка ВКС составил 2,7 млрд долл., что на 21% больше показателя 2010 года. Рост рынка ускорили многочисленные примеры успешного использования средств ВКС в самых различных сегментах, включая здравоохранение, образование, торговлю и финансы. Вполне вероятно, что дальнейший рост могут поддержать проекты по интеграции средств видеосвязи с системами объединенных коммуникаций и групповой работы, а также расширяющееся использование видео с мобильных устройств.
Аналитики отмечают, что несколько быстрее, чем рынок в целом, рос сегмент многоточечных конференций. Рынок систем телеприсутствия высшего класса (Immersive Telepresence), наоборот, сократился, причем очень значительно — на 22%.
«Востребованность продвинутых систем телеприсутствия, которые мы называем иммерсивными, с каждым годом возрастает», — удивляется Сергей Юцайтис, консультант Сisco по технологиям совместной работы. По его словам, ни о каком сокращении спроса на системы высшего класса речи не идет. Можно говорить лишь об уменьшении доли их продаж на рынке ВКС за счет еще более динамичного роста продаж других видеорешений. Однако статистика может быть совсем иной при рассмотрении сделок по поставке решений телеприсутствия в комплексе (включая инфраструктуру, без которой иммерсивные решения практически не продаются).
Тем не менее практика показывает, что потребность в корпоративном видео ощущают все больше компаний. Те из них, что не готовы инвестировать в ИТ существенные средства, обращают внимание именно на системы, относящиеся по классификации систем ВКС к классу A, — программные решения, которые устанавливаются на компьютеры или поставляются из облака.
Основным преимуществом в данной ситуации является получение функциональности персональных и групповых видеоконференций при невысокой стоимости приобретения и владения. Кроме того, заказчику не требуются услуги профессиональных сотрудников для сопровождения — он получает систему, работающую через Интернет и не требовательную к каналам связи.
«Действительно, решения Immersive Telepresence максимально приближают видеоконференции к живому общению, однако они по-прежнему чрезвычайно дороги, сложны в инсталляции, а также отличаются очень высокими требованиями к пропускной способности сети», — говорит Андрей Свириденко, председатель правления компании Spirit, разработчика программного решения «ВидеоМост». Кроме того, далеко не всегда существует объективная потребность в системах столь высокого класса. Наконец, на рынке уже появились программные продукты с вполне достойным качеством изображения, простые во внедрении и при этом гораздо более дешевые. Они «поджимают» снизу рынок традиционных аппаратных систем ВКС. Именно в этом сегменте значимую роль на рынке играют российские компании — например, TrueConf, «ВидеоПорт», Spirit и Mind.
Рост рынка происходит в первую очередь за счет таких бюджетных решений. Компании явно не горят желанием приобретать дорогостоящее ВКС-оборудование и создавать специальные переговорные комнаты для решений Hi-End.
Действительно, эффекта присутствия программные решения не дадут, поэтому вряд ли могут быть рекомендованы для проведения переговоров на уровне топ-менеджмента крупных компаний. Однако эффективное взаимодействие в рамках рабочих групп они обеспечить вполне способны; вероятно, именно это предназначение в настоящее время можно считать основным. Помимо адекватной передачи эмоций посредством видео, существующие на рынке системы предлагают сходный функционал: работу с документами и демонстрацию презентаций, интеграцию с почтой и календарем, запись и трансляцию конференций. В отдельное направление использования можно выделить обучение, в том числе проведение корпоративных тренингов, а также поддержку работы сотрудников в удаленном режиме.
Перспективную, но пока мало используемую возможность представляет поддержка удаленных продаж. Услуги видеоконсультанта на сайте, а также онлайн-презентации продуктов и услуг способны сыграть важную роль в их продвижении.
Мобильные инновации
Другая важная тенденция, наблюдаемая на рынке корпоративного видео, — «мобилизация». Широкое распространение смартфонов и планшетов, наряду с повышением скорости беспроводных каналов связи, позволяет вывести видеокоммуникации за пределы офисов. Растущее взрывными темпами использование мобильной VVoIP-связи стимулирует мобильных операторов разворачивать для корпоративных клиентов свои сервисы видеоконференций с широким набором функций.
Конечно, у мобильного видео очевидны два существенных ограничения.
Во-первых, мобильные устройства обладают меньшей мощностью, что неизбежно накладывает отпечаток на их возможности по обработке видео. Отдельно следует упомянуть проблему многоплатформенности — необходимо, чтобы провайдер конференции мог обеспечить поддержку различных операционных систем. Наконец, мобильный пользователь ограничен еще и пропускной способностью канала.
Последняя проблема должна частично решиться с распространением мобильной связи 4G. Как известно, в нынешнем году в России появились первые коммерческие сети LTE, которые обеспечивают наилучшие на сегодняшний день характеристики передачи данных в мобильных сетях.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2016 году услуги передачи данных в сетях LTE принесут российским операторам около
2 млрд долл. Из этой суммы около 5% придется на самый емкий сегмент рынка услуг с добавленной стомостью — мобильную видеосвязь. Пионерами внедрения видеоуслуг в сетях LTE в мире являются компании Verizon Wireless (США) и NTT DoCoMo (Япония).
Операторы сотовой связи в последние годы усиливают активность в области мобильной телемедицины (mHealth). При передаче медицинских данных по сетям мобильной связи требуется обеспечить высокую пропускную способность, надежность коммуникаций, целостность и конфиденциальность данных. Сети 3G удовлетворяют этим требованиям лишь частично. Технология LTE значительно расширяет возможности телемедицины. Например, она позволяет использовать с более высоким качеством такие приложения, как видео-конференц-связь между доктором и пациентом.
Вполне очевидно, что развитие всех мобильных услуг нового поколения первоначально будет происходить в нишевых сегментах, включая наиболее инновационные компании из корпоративного сегмента. Ими в первую очередь будут востребованы мобильная видео-конференц-связь и унифицированные видеокоммуникации с поддержкой технологий совместной работы.
Упрощая взаимодействие
Кузбасская топливная компания начала использовать сервис видеоконференций i.Mind — VaaS-решение, разработанное российской компанией Mind. Компания включает в себя угледобывающие предприятия и инфраструктурные подразделения во многих регионах России. Видео-конференц-связь призвана решить ряд задач в области эффективности внутренних и внешних коммуникаций. Выбор i.Mind обусловлен конкурентными преимуществами сервиса, в том числе возможностью записи и хранения архивов встреч, а также поддержкой защищенного протокола https.
Как подчеркивает руководство компании, использование видеоконференций существенно упрощает взаимодействие с удаленными подразделениями, а также иностранными инвесторами. С помощью i.Mind в КТК планируют оптимизировать управленческий процесс, координировать взаимодействие подразделений
в режиме реального времени, проводить встречи и онлайн-совещания, сокращая командировочные расходы.
В массы — через облака
В последнее время все более актуальным становится предоставление ВКС-сервисов из облаков. Фактически развитие облачной модели здесь является главным условием того, чтобы технология ВКС стала массовой. Стратегии поставщиков в этой области могут быть различными: одни (например, Cisco) сами предоставляют облачные сервисы, а другие (например, Polycom) полагаются на партнерство с телеком-операторами, предлагая им платформу для развертывания услуги Video-as-a-Service (VaaS).
«Российский пользователь пока не совсем готов доверить свои бизнес-процессы облаку. Не спешат внедрять повсеместно облачные решения и российские провайдеры услуг связи», — констатирует Юцайтис. Но тенденция может заметно измениться уже в текущем году.
«Облачные сервисы — это серьезный бизнес, хотя российский рынок и отстает от мирового. Вероятнее всего, уже в ближайшее время крупные компании начнут переходить в частные облака, а SMB станет массово использовать бесплатные и публичные сервисы», — надеется Свириденко.
Другая специфика российского рынка — особенности законодательства, запрещающего применять для защиты пользовательской информации алгоритмы, отличные от стандартизованных в ГОСТ. Это делает недостаточным вывод на рынок локализованной версии ВКС и требует дополнительных работ по отключению алгоритмов шифрования, являющихся по сути международными стандартами.
Источник: IDC, 2012