Ценность активов во многом определяется их ликвидностью, то есть способностью быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Значительную часть ИТ-активов составляет нематериальный компонент, поэтому они должны оцениваться иным образом. Их ценность определяется по степени соответствия стратегическим приоритетам организации. Приведение их в должное состояние и поддержание в этом состоянии являются целью стратегического управления ИТ-активами.

Теоретические основы этой деятельности разработаны достаточно подробно, однако, как показывает практика, далеко не все организации следуют таким рекомендациям. Насколько это необходимо — тема отдельного большого исследования. Вместе с тем опыт многих отечественных организаций говорит о том, что некоторые компоненты стратегического управления ИТ-активами, рассматриваемого как важная составляющая корпоративного управления ИТ (IT Governance), непременно должны быть реализованы для обеспечения долговременного успеха коммерческой деятельности.

Прежде всего процесс развития ИТ-активов должен быть строго согласован со стратегией развития предприятия. Во многом этому способствует разумно организованная проектная деятельность ИТ-департамента, когда ИТ-проекты преимущественно являются частью бизнес-проектов. Также большое значение имеет инвентаризация ИТ-активов, возможность постоянно отслеживать все их изменения. Этому способно помочь внедрение различных средств автоматизации инвентаризации. Нередко ИТ-руководителям трудно стратегически обосновать управление обновлением ИТ-активов (смены версий, модернизации оборудования и пр.), а также (причем в еще большей степени) управление лицензиями.

Рассмотрим примеры двух организаций, одна из которых относительно недавно упорядочила процесс стратегического управления ИТ-активами и успешно его развивает, а другая уже добилась в этом значительных успехов.

 

«Необходимость согласовывать развитие ИТ-активов со стратегией организации проистекает из требования бизнеса рационально распределять ресурсы», Ирина Гусева, заместитель генерального директора по стратегическому планированию и развитию информационной системы управления предприятия «Калужский двигатель»

Оптимальное целевое финансирование

«Калужский двигатель» — ресурсоемкое предприятие. «Из требования бизнеса рационально распределять ресурсы проистекает и необходимость согласовывать развитие ИТ-активов со стратегией организации», — рассказывает Ирина Гусева, заместитель генерального директора по стратегическому планированию и развитию информационной системы управления компании.

Практически каждый ИТ-проект в компании является частью определенного бизнес-проекта, направленного на решение новых задач или улучшение уже имеющихся процессов. Относительно недавно возникла необходимость реструктуризировать департамент маркетинга. Это потребовалось, чтобы увеличить объемы продаж одного из видов выпускаемой продукции. Работа департамента была абсолютно непрозрачной, с неопределенным результатом на выходе. Проект реструктуризации должен был изменить организацию работ и обепечить развитие ИТ-активов, поддерживающих работу маркетологов.

Силами ИТ-департамента был разработан и добавлен в ERP-систему функционал, позволивший управлять процессом продаж в реальном времени. Также был создан функционал формирования отчетности об индивидуальных результатах сотрудников в реальном времени на основе значений целевых показателей.

«Фактически компания вплотную подошла к внедрению CRM-системы, реализовав часть ее функций своими силами, — отмечает Гусева. — Было подтверждено, что благодаря сочетанию оперативного управления с одновременной оценкой личных результатов достигается требуемый эффект. Существующий процесс продаж уже адаптирован под CRM-технологию, сформирована система оценки качества работы».

Аппаратная составляющая ИТ-активов также приводится в соответствие стратегическим приоритетам. Одним из них является непрерывный рост производительности труда персонала. Причина, мешающая реализации этих планов, носила чисто инфраструктурный характер. Площадь завода очень велика — порядка 500 тыс. кв. м. Здесь расположено много промышленных корпусов и складских помещений. Их связывают старые изношенные коммуникации, в том числе телефонные линии и структурированные кабельные системы. Время ожидания оперативных данных или формирования нужного отчета могло быть достаточно велико. После перехода на оптоволоконные каналы производительность труда существенно улучшилась, повысилось качество данных.

Развертывание оптоволоконной сети дало возможность автоматизировать инвентаризацию программных ИТ-активов. Своими силами было написано приложение, которое анализирует состояние ПО на каждом рабочем месте.

Политика предприятия ориентирована на постоянное развитие ИТ-активов при оптимальном целевом финансировании. Все обновления ERP-системы устанавливаются по мере их выхода, при первой возможности осуществляется переход на новую версию. Что касается операционных систем, то здесь решение принимается исходя из рациональности перемен и инвестиций в них. То же самое можно сказать и в отношении ИТ-оборудования.

Дополнительные лицензии для рабочих мест информационной системы компании приобретаются только в случае расширения или развития нового направления. Используются различные схемы лицензирования, чтобы оптимизировать затраты на ИТ-поддержку.

 

«Тиражируемое ПО обновляется по мере выхода новых версий, чтобы воспользоваться новыми функциональными возможностями и не потерять поддержку», Александр Огнивцев, руководитель управления сервисной поддержки департамента ИТ компании «АльфаСтрахование»

Проекты — стимул к развитию

Процесс стратегического управления ИТ-активами в компании «АльфаСтрахование» тесно связан с проектной деятельностью, нацеленной на ее развитие. «Большие проекты нашего департамента, как правило, не бывают чисто ИТ-проектами», — рассказывает Александр Огнивцев, руководитель управления сервисной поддержки департамента ИТ компании «АльфаСтрахование».

Проекты развития функциональных подразделений обычно включают в себя подпроекты по приобретению или развитию ИТ-активов. Не так давно, рассказывает Огнивцев, в рамках общей стратегии повышения эффективности компании была поставлена задача снизить операционные расходы в бэк-офисе на этапе ввода договоров страхования в информационную систему компании по всей федеральной сети, включающей более 400 филиалов со своими точками продаж, общее количество которых составляет несколько тысяч. Было принято решение организовать федеральный центр учета договоров в городе Орле.

Серьезной проблемой оказался сбор информации о договорах по всей сети. Организовать его в региональных точках продаж с помощью прямого доступа к информационной системе компании оказалось технически сложно. Было предложено внедрить систему электронного документооборота, которая позволила бы собирать данные в виде изображений отсканированных документов для последующего ввода в информационную систему в операционном центре. Планы использования выбранной системы электронного документооборота в масштабах всей федеральной сети предъявляли серьезные требования к аппаратной части инфраструктуры, в частности к хранилищу данных и пропускной способности каналов. В результате были закуплены необходимые компоненты инфраструктуры. Аппаратная часть ИТ-активов получила развитие, связанное с реализацией стратегических планов компании.

Раз в год «АльфаСтрахование» проводит инвентаризацию аппаратных и программных ИТ-активов. Вся федеральная сеть группируется вокруг региональных центров, в них инвентаризацию осуществляют самостоятельно, а результаты доставляются в центральный офис. Для учета текущего движения ИТ-активов используется база данных управления конфигурациями (CMDB), которая ведется с 2005 года и охватывает всю федеральную сеть. Все приобретаемые активы автоматически попадают в CMDB. Региональные представительства имеют доступ к этой базе. Любое перемещение ИТ-активов отображается в CMDB в соответствии с единым регламентом. Сопровождение CMDB облегчило переход к централизованным закупкам вычислительной техники через Москву.

Версии бизнес-приложений обновляются достаточно часто, исходя из потребностей бизнеса. Новые наработки возникают в ходе реализации процесса управления изменениями. Как правило, новая серьезная задача бизнеса приводит к формированию новой версии собственного ПО. Остальное ПО обновляется по мере выхода новых версий. Немалую роль здесь играют поставщики приложений — при закупках новых ИТ-активов с ними заключаются серьезные контракты на поддержку, в ответ поставщик выдвигает свои требования: например, вовремя менять версию.