Раньше офис ассоциировался с местом, куда сотрудники приходили каждый день и других вариантов у них не было. Сейчас ситуация изменилась.
Опрос 5500 пользователей бизнес-приложений, проведенный в 2010 году исследовательской компанией Forrester, показал, что 78% работников находятся в офисе примерно раз в неделю. А 34% опрошенных сообщили, что по крайней мере раз в неделю подключаются к серверам своей компании удаленно: в дороге, из дома, в кафе и других местах.
Поняв, что гибкость мобильных работников способствует росту производительности их труда, ИТ-службы расширили поддержку смартфонов и развернули у себя дополнительный спектр мобильных приложений.
Проведенное Forrester в начале 2010 года исследование, в котором приняли участие 2000 специалистов по сетям и телекоммуникационным системам, показало, что 46% респондентов рассматривают поддержку большего числа мобильных приложений для пользователей, работающих за пределами офиса, как один из главных приоритетов в 2011 году, а 44% не считают расширение поддержки мобильных устройств или смартфонов приоритетной задачей.
Сегодня мобильные сотрудники со смартфонами уже составляют большинство служащих компаний (57%, согласно опросу Forrester). Но в каждой компании проводится своя политика, и мобильные работники получают от ИТ-службы разный уровень поддержки.
В новом отчете Forrester, опубликованном под заголовком «The Rise of Wannabe and Maverick Mobile Workers» («Рост числа любителей и индивидуалов в сегменте мобильных работников»), аналитик Микеле Пелино выделяет четыре типа корпоративных мобильных работников. Приведем описание этих четырех типов и их влияния на ИТ-службу.
Мобильные информационные работники
Характеристика. Мобильные информационные работники обычно выполняют роль консультантов, специалистов в области финансовых услуг или поставщиков банковских сервисов. Они часто находятся в разъездах, но должны поддерживать связь со своей организацией посредством электронной почты и электронных средств взаимодействия. Большую часть времени находятся за пределами офиса, анализируя информацию и ведя переговоры с партнерами и клиентами.
По оценкам аналитиков Forrester, в 2010 году 24% мобильных корпоративных служащих составляли именно категорию информационных работников, а к 2015 году их доля возрастет до 30%.
Используемые мобильные устройства и приложения. Информационные работники используют разнообразные мобильные устройства и с их помощью повышают эффективность своего труда. Типичный информационный работник предпочитает иметь одобренный компанией телефон и получать доступ только к данным, необходимым для работы. Эти люди тяготеют к межплатформенным приложениям, поскольку им приходится использовать разные типы мобильных устройств для доступа к электронной почте, средствам взаимодействия и видеоконференциям.
Роль ИТ-службы. Информационные работники ждут от корпоративной ИТ-службы поддержки, ведь им приходится много времени находиться вне офиса, полагаясь на свои смартфоны. В свою очередь, ИТ-служба считает информационных работников самыми важными мобильными сотрудниками и старается обеспечить должный уровень поддержки их смартфонов и приложений.
Мобильные работники, выполняющие рутинные задачи
Характеристика. К категории работников, выполняющих рутинные функции, относятся водители, осуществляющие доставку, торговые агенты, а также сотрудники обслуживающих подразделений, работающие вдали от своего постоянного места. Они решают конкретные задачи и часто пользуются во время работы мобильными устройствами. Сотрудников, выполняющих рутинные функции, часто можно встретить на транспорте, в сфере розничной торговли, здравоохранения и в производственных отраслях.
К мобильным работникам, выполняющим рутинные операции, по данным Forrester, относятся 11% всех корпоративных служащих, а к 2015 году их доля увеличится до 13%.
Используемые мобильные устройства и приложения. Работники, выполняющие рутинные функции, используют мобильные устройства с установленными на них специализированными отраслевыми приложениями. Устройства должны обладать повышенной прочностью, а приложения, как правило, работают на какой-то одной платформе, предназначенной для решения конкретных задач. Хорошим примером приложения для таких сотрудников является программа автоматического определения местоположения автомобиля, которая применяется на транспорте и в логистических подразделениях.
Роль ИТ-службы. Поскольку устройства и приложения работников, выполняющих рутинные функции, должны быть стандартизованы, корпоративная ИТ-служба несет ответственность за закупку и поддержку такого оборудования и программного обеспечения. Соответственно, в компании эти сотрудники считаются официальными мобильными работниками, а ИТ-служба берет на себя контроль за их устройствами и приложениями.
Любители мобильных устройств
Характеристика. Этот сегмент отличается наибольшей динамичностью развития. Любителям мобильных устройств еще нет 30, и работают они главным образом в офисе. Одобренные компанией устройства ими не используются, и поддержки от корпоративной ИТ-службы они не получают. К любителям мобильных устройств зачастую относятся помощники руководителей, конторские служащие и сотрудники отделов по работе с клиентами.
Несмотря на отсутствие поддержки, работники этой категории, а число их устойчиво растет, не собираются отказываться от смартфонов при решении служебных задач. По оценкам аналитиков Forrester, на любителей мобильных устройств в 2010 году приходилось 16% от общего числа сотрудников предприятий, а к 2015 году доля этого сегмента увеличится до 30%.
Используемые мобильные устройства и приложения. Любители мобильных устройств отдают предпочтение смартфонам iPhone, Android и BlackBerry, с которыми, в отличие от других сотрудников компании, чувствуют себя весьма уверенно. Мобильные приложения используются как в личных целях, так и для просмотра корпоративной электронной почты и подключения к внутренней сети предприятия.
Роль ИТ-службы. Корпоративная ИТ-служба не оказывает прямого влияния на выбор устройств любителями мобильных технологий, поскольку те обычно находятся на рабочем месте, а смартфоны покупают в личное пользование. Официально такие сотрудники к мобильным работникам не относятся.
Однако любители мобильных устройств надеются, что работодатели обеспечат их смартфоны и приложения необходимой технической поддержкой независимо от того, отнесут этих сотрудников к категории мобильных работников или нет. Если указанный сегмент, как и прогнозируется, будет расти, ИТ-службе неизбежно придется уделять ему более серьезное внимание.
Мобильные индивидуалы
Характеристика. По словам аналитиков Forrester, эта категория представляет собой небольшой, но растущий быстрыми темпами сегмент. К мобильным индивидуалам относятся люди, приобретающие себе мобильные устройства для работы. Большинство таких индивидуалов — мужчины, которым нередко приходится совершать деловые поездки и работать за пределами офиса. Зачастую эти сотрудники являются руководителями высшего звена, генеральными менеджерами или администраторами.
В 2010 году, согласно отчету Forrester, в категорию мобильных индивидуалов входили лишь 6% работников. Но ожидается, что к 2015 году их доля удвоится, поскольку все больше предприятий поощряет покупку своими сотрудниками личных смартфонов для решения производственных задач.
Используемые мобильные устройства и приложения. Мобильные индивидуалы используют смартфон (обычно это BlackBerry) в течение одного-двух часов в день для выполнения своих служебных функций. Они убеждены, что телефон является совершенно необходимой вещью для достижения желаемой производительности труда.
Индивидуалы обращаются не только к электронной почте и файлам, размещенным во внутренней сети, но и к другим приложениям. Большой популярностью у них пользуются программы для организации взаимодействия и проведения конференций, которые помогают поддерживать связь со своими коллегами.
Индивидуалы готовы покупать мобильные приложения для работы на свои личные средства и не ощущают потребности в установке программ на устройство специалистами ИТ-службы.
Роль ИТ-службы. Корпоративные ИТ-службы относят мобильных индивидуалов к официальным мобильным работникам, несмотря на то что эти сотрудники выбирают и приобретают смартфоны по своему усмотрению. Специалисты ИТ-службы не подбирают таким работникам устройства, но оказывают им техническую поддержку с учетом того, что индивидуалы обычно занимают в компании высокие должности, а мобильные устройства нужны им для решения производственных задач вдали от офиса.
Shane O'Neill. What Type of Mobile Worker Rules Your Company? CIO Magazine. February 18, 2011