Когда коллега по бизнесу собирается сделать что-либо новое для бизнеса с использованием ИТ, всегда найдется тот, кто посоветует не связываться с ИТ-департаментом. Основной аргумент при этом такой: потребуется вечность, чтобы добиться от них результата. О том, чего же на самом деле хочет бизнес от ИТ и как старается выстроить взаимодействие с ИТ-службой, чтобы получать от нее нужные результаты в приемлемые сроки, рассказывает Светлана Евпрева, директор по экономике и финансам компании «Стройгазмонтаж».
ИТ-службу иногда сравнивают с мокрым одеялом, способным потушить разгорающийся огонь инноваций. Как руководство предприятия может принимать стратегические решения в условиях, когда оно сильно зависит от ИТ-службы и когда для реализации намеченных планов требуется поддержка ИТ-департамента?
Существуют разные уровни задач, для которых требуются ИТ-инструменты. Какие-то задачи никто не запрещает решать средствами электронных таблиц Excel. Если же речь идет о получении конкурентных преимуществ или повышении эффективности, то этого инструмента, скорее всего, будет недостаточно.
Я обычно сначала использую самые простые и доступные мне методы и средства управления, не требующие дополнительных вложений в ИТ, и уже затем оцениваю, что из ИТ мне может понадобиться, чтобы повысить эффективность этих инструментов управления. Вот тогда необходимо участие ИТ-департамента.
Обычно от автоматизации ждут ускорения процессов. Но это не всегда оптимизация, зачастую это более жесткая привязка бизнес-процессов и распределение ответственности между исполнителями. ИТ-инструмент позволяет отвечать на вопрос «почему?»: почему не согласован договор, почему сдвинуты сроки? И так далее.
Если система бизнеса и учета прозрачная, то ею можно управлять и без ИТ. Оперативный учет можно вести на основе доступных средств, а потом переходить на более сложные и мощные ИТ-инструменты. Но в этом случае мы вправе ожидать от ИТ каких-то новых для нас свойств.
Когда у человека в руках имеется множество функциональных инструментов, у него формируется системное мышление. ИТ-система позволяет расширить узкоспециализированное мышление.
Как бизнесу удается договориться с ИТ-службой и каких ошибок не стоит совершать при этом?
Любая бизнес-структура — это в первую очередь партнерство и коммуникации, но с единым руководством, общими целями и задачами. Для меня точка входа в ИТ-службу — это ИТ-директор, с ним мы согласовываем стоимость и риски вложений в ИТ. Вовсе не факт, что наш ИТ-департамент сам будет заниматься внедрением систем, которые нужны бизнесу. Вполне возможно, что мы привлечем к проекту внешнего исполнителя, а наша ИТ-служба выступит руководителем или администратором проекта. В каждом конкретном случае все подобные решения принимаются индивидуально, и единого рецепта, наверное, быть не должно.
Что касается ошибок, то они имеют место тогда, когда заказчиком выступает узкий специалист, не обладающий системными знаниями. Конструктивность — это своевременное информирование о потенциальных конечных целях, планах и проблемах. Без понимания этих ценностей невозможно выстраивать бизнес-процессы.
Как разделить между бизнесом и ИТ-службой ответственность за начатые проекты?
Текущих задач у руководства много, но основная цель, не считая получения прибыли, одна — повышение стоимости компании и эффективности ее работы. ИТ — это один из инструментов, позволяющий повысить эффективность бизнеса. Сегодня практически каждый проект требует участия ИТ-службы. Решения при этом прорабатываются и принимаются коллегиально, а ответственность делится поровну.
Границы ответственности между ИТ и бизнес-заказчиками определяются через матрицу ответственности. В зависимости от проекта мы записываем в его уставе, кто что делает и за что несет ответственность. Также мы фиксируем цель проекта, определяем, что должны сделать на стадии опытной эксплуатации и что необходимо сделать к выходу на промышленную эксплуатацию. Уже к опытной эксплуатации мы должны приступать, достигнув поставленных целей (например, начав согласование договоров в электронном формате). Соответствие этим целям к определенному сроку — это уже результат. Следующим шагом должно стать совершенствование этого результата.