Только бизнес и ничего личного
Несмотря на постоянную рекламу возможностей облачных систем, большинство компаний средней величины все еще считают облака дополнением, а не заменой собственной инфраструктуры. Как показало исследование, проведенное SWC Technology Partners, только в 4% компаний решения на основе облачных систем используются в масштабе всей организации. Свыше половины респондентов отмечают, что их компания пока не собирается внедрять единое облачное решение. Самой серьезной проблемой при переходе на облачные системы чаще всего — в 21% случаев — называют безопасность и защиту личных данных. На втором месте — чрезмерная, по мнению потенциальных заказчиков, стоимость решений: об этом говорят 10% опрошенных. При этом почти 65% из тех, кто пользуется облачными сервисами, работают с Microsoft Exchange Online, а 48% — с Microsoft SharePoint Online.
Стоит отметить, что практически все риски, приписываемые облакам, относятся и к хостингу, то есть это риски не облачных технологий, а скорее бизнес-модели аренды. Между тем хостинг, несмотря на риски, является вполне популярным продуктом. Вероятно, в перспективе и облака могут стать не менее популярными.
«Я был в числе тех, кто инициировал и осуществил в 2005 году один из первых проектов по выводу в хостинг системы SAP одного из крупных российских промышленных холдингов, — говорит Вадим Урьяс, вице-президент по ИТ Новолипецкого металлургического комбината. — Это был именно хостинг, а не co-location. На выходе мы получали работающую систему с определенным уровнем ответственности провайдера за ее функционирование, а не только площади и электричество для размещения серверов».
Внедрение проекта прошло удачно. Затраты на поддержку системы оказалиcь практически такими же — разница лишь в том, что не нужно было каждый год обосновывать необходимость инвестировать в «железо» дополнительные средства. Согласно контракту, за хостинг ежегодно платили фиксированную сумму. За три года в системе был лишь один серьезный сбой, да и то, скорее всего, по вине заказчика. При этом сотрудники, ранее осуществлявшие поддержку системы, получили возможность заниматься более интеллектуальной работой.
Как подчеркивает Урьяс, самым сложным в этом проекте было правильно выстроить взаимоотношения — сказывалось недоверие. «В основу я бы ставил исключительно экономическую составляющую, если нет политической», — резюмирует он. Если хостинг дороже, чем поддержка систем внутренними силами, его не имеет смысла использовать. Другое дело, что правильно организованный хостинг всегда будет дешевле. Все остальные аргументы «против» лежат в области менталитета и привычек.
«Российский рынок отличает то, что ИТ-подразделения давно работающих компаний продолжают развивать собственную инфраструктуру. У их руководителей нет особого желания связываться с внешними сервисами, и на то есть много причин, которые на ментальном уровне связаны с понятием доверия», — говорит Илья Тамбовцев, начальник отдела развития ИТ компании «Балтика». Это серьезный барьер на пути роста потребности как в облачных услугах, так и в хостинге. Если в ИТ-подразделениях скепсис по отношению к внешним услугам будет преодолен, то это станет скорее заслугой «облачников», активно вкладывающихся в маркетинг.
Можно добавить еще несколько минорных нот в отношении будущего российского хостера. Во-первых, рынок хостинга для приобретателя услуги является глобальным. Потенциальному клиенту по большому счету все равно, откуда происходит услуга, если законодатель не вводит искусственных ограничений. Зрелый клиент будет готов строить свои отношения только со зрелым поставщиком. Насколько российские хостеры готовы конкурировать по таким критериям, как опыт работы, наличие профессиональных кадров, способность зарабатывать на данной модели услуги, вкладывать капитал в ее расширение и улучшение качества? И с другой стороны, насколько российские хостеры готовы вести битву на поле своих конкурентов?
Кроме того, ИТ-подразделения, уже использующие хостинг, подвергаются серьезному давлению со стороны вендоров облачных систем. Рано или поздно оно должно привести к «выталкиванию» клиентов из услуг хостинга.
Российским компаниям придется либо сойти с дистанции, либо постоянно снижать стоимость своих услуг, сохраняя качество и развиваясь (возможно, в сторону облаков), либо пойти на слияние с более крупным игроком.
«Клиент в условиях конкуренции и естественного отбора поставщиков услуг в любом случае в проигрыше не останется», — уверен Тамбовцев.
Конкуренция мозгов
Объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием в 2010 году составил 649,4 млн долл. По оценкам IDC, это соответствует годовому росту на 32%.
Расширение рынка было обусловлено значительным спросом на инструменты бизнес-аналитики и CRM среди крупных компаний. Наибольшей популярностью решения подобного рода пользовались среди компаний нефтегазового сектора, банков и предприятий розничной торговли. Также динамично рос спрос на обширный комплекс решений среди предприятий малого бизнеса.
Как подчеркивают аналитики, с годами отечественный бизнес все больше осознает ценность ИТ-инструментов для оценки эффективности бизнеса и улучшения работы с клиентами. С этой точки зрения им «помог» экономический кризис, заставивший российские компании по-новому взглянуть на данные решения.
Лидером российского рынка ERP в 2010 году осталась компания SAP, доля которой составила 51%. За ней следуют «1С» и Oracle, а четвертое и пятое места достались Microsoft Dynamics и отечественной «Галактике». По итогам года наиболее прибыльными отраслями для поставщиков ERP остаются непрерывное производство, розничная торговля и дискретное производство, далее следуют энергетика и банковский сектор.
По прогнозам IDC, российский рынок систем управления предприятием в ближайшие пять лет будет ежегодно расти в среднем на 15,5%. Рост будет обусловлен высоким спросом на бизнес-приложения среди компаний финансового сектора, розничной торговли, профессиональных услуг. Повышенным спросом по-прежнему будут пользоваться решения категорий BI и CRM.
«Прошло то золотое время ERP, когда предприятия словно соревновались в стоимости внедряемых систем», — признает Максим Кокурин, директор бизнес-направления SAP компании «Микротест». C 2005–2006 годов практически все проекты начали реализовывать с оглядкой на возможную эффективность. После кризиса ситуация еще более осложнилась: компании стали интересоваться «легкой модернизацией» существующих систем. Во внедрении «тяжелых» ERP никто, кроме нефтегазовой отрасли, уже не заинтересован. Именно поэтому большую актуальность в последнее время приобретает использование в проектах «систем высокой готовности» — преднастроенных вертикальных решений, ориентированных на конкретную отрасль. Разумеется, это радикально влияет и на сокращение сроков проектов, и на снижение их стоимости. Именно такой подход и позволяет решениям SAP конкурировать с изначально более дешевыми системами.
«Приятно видеть, что начинается конкуренция мозгов, а не просто ценовые войны за счет “убивания” себестоимости проектов», — подчеркивает Кокурин.
Увеличение объема рынка, несмотря на снижение средней стоимости проекта, говорит о гораздо более активном росте спроса, нежели изначально предполагалось. Более того, спрос становится «разумным». ИТ-бюджеты уходят из рук ИТ-директоров к бизнес-руководителям, отвечающим за получение прибыли. Таким образом, ИТ-инвестиции становятся полноценной частью инвестиционной политики компаний. Конечно, ИТ-директорам такое положение дел малоприятно, но для компаний оно является позитивным.
«В кризисные годы компании придержали свои ИТ-бюджеты, чтобы создать финансовые резервы “на черный день”, а кто-то банально выживал и не мог себе позволить даже гораздо более скромные проекты», — говорит Дмитрий Бацюро, ИТ-директор группы компаний «Атлантик». Поэтому сравнение и показывает такой ошеломляющий рост. К слову, с вакансиями и зарплатами сейчас наблюдается аналогичная картина.
Кроме того, кризис многому научил бизнес: руководители выживших компаний осознали острую потребность в качественных инструментах управления, к которым относятся ERP- и BI-системы. Именно такие руководители и имели наибольшие шансы успешно провести свои компании через кризис. Поэтому при первой же возможности они поспешили укрепить свои компании, внедряя необходимый инструментарий.
«Дальнейший ежегодный рост рынка уже не будет столь заметным, скорее всего он сложится из общего роста российской экономики и роста цен на ИТ-решения», — полагает Бацюро.
Следите за публикациями Николая Смирнова в Twitter: twitter.com/#!/SmirnovNikolai