РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Каждый год объем российского облачного рынка будет удваиваться

По оценкам IDC, объем российского рынка облачных услуг в 2010 году превысил 35 млн долл. В отличие от прошлогоднего аналогичного отчета, на этот раз аналитики, помимо цифр по рынку публичных облаков, представили анализ сегмента частных облаков. В 2010 году объем рынка публичных облачных услуг в России составил 13 млн долл., из них на проектные услуги пришлось 38%. Объем рынка частных облачных услуг гораздо шире и достигает 22 млн долл., однако доля проектных услуг здесь значительно выше и оценивается в 73%.

Как видно, в настоящее время облачный рынок невелик, но его ожидаемые темпы роста должны существенно превысить аналогичные показатели по всему рынку ИТ-услуг. По прогнозам IDC, к концу 2015 года его объем должен превысить отметку в 1,2 млрд долл., что соответствует среднегодовому темпу роста более 100%.

Среди продуктов, на базе которых были построены наиболее популярные в России SaaS-решения, отмечены продукты Microsoft, Salesforce.com, Google и Oracle. Среди провайдеров аналитики выделяют CT Consulting, Softline, «Мегаплан» и «Техносерв Консалтинг». Среди наиболее успешных поставщиков IaaS-решений отмечены компании Parking.ru, «Оверсан», «ИТ-Град» и Softline. Список лидирующих поставщиков услуг по предоставлению услуг частного облака возглавили HP, IBM, «Крок», «Ай-Теко» и «Астерос».

Как отмечают в IDC, на рынке видна четкая тенденция к конвергенции ИТ и телекоммуникаций. Очевиден интерес крупнейших операторов связи к проникновению на рынок облачных услуг, что и должно стать важным движителем его роста.

Аппаратные и недоступные

Российский рынок аппаратных решений по информационной безопасности в 2010 году составил 119 млн долл. По данным IDC, львиную долю его объема контролировали пять компаний: Cisco, Check Point, «Информзащита», «Аладдин Р.Д.» и Juniper Networks.

Основными потребителями данных решений стали правительственные организации, а также компании крупного бизнеса: финансового и телекоммуникационного секторов и процессного производства. Их суммарная доля в объеме продаж превысила 80%. Небольшую долю потребителей, принадлежащих к сегменту SMB, можно в первую очередь объяснить дороговизной аппаратных решений. В итоге малые и средние компании предпочитали для защиты данных и инфраструктуры недорогие программные решения.

Как подчеркивают аналитики, ощущается острая нехватка доступных решений, что негативно влияет на развитие рынка. Тем не менее рынок аппаратных систем информационной безопасности может расти, в том числе за счет увеличения спроса на недорогие решения класса Unified Threat Management. В IDC прогнозируют рост его объема в среднем на 20% в год.

Источник для аналитики

Мировой рынок встроенных компьютерных систем, уже сейчас составляющий более 1 трлн долл., в течение следующих четырех лет удвоится. По мнению аналитиков IDC, в значительной степени резкий рост будет обусловлен появлением более сложных систем, в том числе облачных, с усовершенствованными операционными и аналитическими системами. В IDC определяют такие системы как мелкие вычислительные и сенсорные компоненты, осуществляющие сбор данных и автоматизацию простейших действий. Они широко применяются как в потребительских товарах, так и в промышленных приложениях — например, в современных станках и программах автоматизации конвейеров. Все большее число компаний обращает пристальное внимание на широкий спектр встроенных систем. Они дают огромный источник ценных данных, который может быть использован в аналитических процессах для повышения эффективности бизнеса.

 

ИТ-БЮДЖЕТЫ

ЦОД дорожают

В 2012 году расходы компаний на корпоративные центры обработки данных увеличатся на 16% и составят 35 млрд долл. Аналитики Datacenter Dynamics описывают такой рост как «очень существенный». Особенно серьезное увеличение расходов — на 25% — ожидается в Великобритании. В итоге расходы на ЦОД британских компаний сравняются с расходами в Китае и западной части США. Как отмечают эксперты, диспропорциональный рост затрат говорит о массовом использовании устаревших технологий. Кроме того, Великобритания традиционно отличалась сопротивлением аутсорсингу. Как показывает статистика, 39% компаний размещают свои ЦОД в одном здании с главным офисом, а остальные — где-либо еще.

 

УПРАВЛЕНИЕ

Молодежь будут «взращивать»

Зарплатные ожидания наиболее востребованных ИТ-специалистов на российском рынке за 2011 год выросли в среднем на 15–20%. Как отмечают в Luxoft Personnel, причиной этому послужил дефицит квалифицированных работников ИТ-сферы, а также спровоцированная им конкурентная борьба за кандидатов.

Как результат, российские компании готовы предлагать стажерские программы для молодых специалистов с целью «вырастить» профессионала внутри. При этом работодатели сохраняют стремление к удержанию имеющихся квалифицированных сотрудников, в то же  время подогревая рынок готовностью платить больше ради найма «звезд». Примерно такая же ситуация и на Украине, но там вчерашним студентам и профессионалам среднего уровня найти подходящую работу чуть сложнее.

Аналитики отмечают, что для большинства соискателей наиболее важным критерием по-прежнему остается высокая заработная плата. Тем не  менее  постепенно на первый план выходят и такие факторы, как репутация компании на рынке труда, комфортный темп и содержание работы, возможность работать по свободному графику или удаленно.

Самыми востребованными для России являются технические специалисты — разработчики, владеющие разными языками программирования: Java, Oracle. NET, — а также разработчики мобильных приложений для платформ Android и iOS. На втором месте по популярности находятся специалисты по тестированию ПО, на третьем — управленцы: менеджеры проектов и руководители групп.

Если говорить про московский рынок ИТ-кадров, то количество кандидатов по-прежнему превышает количество размещаемых вакансий. Рынок наполняют в основном молодые специалисты и специалисты среднего уровня.

«Бесценная» техподдержка

Опрос, проведенный агентством YouGov по заказу британской фирмы Fusion Business Solutions, показывает, что для крупных коммерческих компаний в Великобритании главным критерием  в оценке  работы службы технической поддержки является то, насколько она повышает эффективность деятельности, а не то, во сколько она обходится компании. 63% опрошенных согласились с утверждением о том, что служба технической поддержки должна выступать координатором всех запросов в области ИТ.

Хотя многие компании пытаются сократить общие расходы на ИТ, работу служб технической поддержки продолжают оценивать главным образом не по затратам, а по эффективности. Для 58% опрошенных основным критерием служит обеспечение установленного уровня качества обслуживания, 55% оценивают долю запросов, решенных с первого обращения в службу, а 45% — общий уровень удовлетворения клиентов. Только 23% сообщили, что используют  при  оценке величину затрат в расчете на одного клиента.

Тем не менее, отмечают в Fusion Business Solutions, работа службы поддержки требует больших расходов и оценивать ее необходимо не только по качеству обслуживания, но и по производительности.

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасное тестирование

Рост использования офшоринга стимулирует потребности компаний в технологиях, способных обеспечить защиту конфиденциальных данных в процессе тестирования систем, отмечают в Compuware. В поисках экономической выгоды заказчики услуг разработки обращаются в Индию, Китай, Россию, но при этом перед ними встает вопрос защиты информации. Несмотря на риски нарушения регулятивных требований, многие компании для тестирования приложений используют реальные — например, клиентские — данные.

Так, в прошлом году, по оценкам Ponemon Institute, 83% международных финансовых организаций при разработке и тестировании бизнес-приложений использовали реальные данные. Большинство из них не предпринимало никаких дополнительных мер по их защите.

Хотя ИТ-департамент и может сгенерировать тестовые данные, это долго и дорого. Кроме того, тестирование приложений на реальных данных вызывает больше доверия. Именно поэтому их защита и приобретает актуальность.

Консьюмеризация — источник проблем

Массовое применение сотрудниками личных устройств — смартфонов, ноутбуков и планшетов — имеет свои преимущества, но возлагает нелегкие дополнительные обязанности на ИТ-департаменты. В опросе, проведенном аналитиками Dimensional Research, 82% сотрудников и ИТ-руководителей подчеркнули, что использование личных устройств в корпоративной сети представляет серьезную проблему. Чаще всего упоминается  возможность  нарушения безопасности сети — на это указало 62% опрошенных. Половина респондентов отметили угрозу потери контроля над данными клиентов, почти столько же опасаются кражи интеллектуальной собственности, а 43% указывают на проблемы с соблюдением законодательных требований.

Опасная обыденность

9 из 10 компаний за последний год как минимум один раз сталкивались с киберугрозами — об этом говорится в исследовании «Киберугрозы и информационная безопасность в корпоративном секторе: тенденции в мире и в России», которое провела «Лаборатория Касперского».

То, что компания за последний год подверглась киберугрозе, в России признали 96% респондентов, в то время как в среднем по миру — 91%. Для каждой третьей организации в мире (а в России — для каждой второй) эти инциденты закончились потерей данных, в том числе важных для бизнеса. При этом почти половина опрошенных считает, что количество киберугроз растет, и только 8% говорят о незначительном уменьшении их числа. Среди угроз, с которыми наиболее часто сталкиваются компании, — вирусы, черви и вредоносное ПО, спам, фишинговые и хакерские атаки.

Кому верят больше?

Наибольшим доверием со стороны потребителей электронных услуг пользуются финансовые организации, государственные учреждения и компании, занимающиеся интернет-торговлей. Как показали результаты исследования, проведенного YouGov, именно эти организации создают впечатление наиболее заботливых в отношении защиты персональных данных. 55% опрошенных пользователей полностью доверяют финансовым организациям, 50% — предприятиям госсектора, и 45% — торговым компаниям. Как отмечают эксперты, в целом это весьма посредственные показатели, однако они значительно выделяются в лучшую сторону по сравнению с другими сегментами. Во многих отраслях уровень доверия клиентов не превышает 15%.

 

БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИ

Облачные сервисы приобретут популярность после 2014 года

Как прогнозируют в Gartner, к 2014 году использование компаниями облачных сервисов для организации почтовых систем и средств совместной работы достигнет 10%. Как подчеркивают аналитики, на сегодняшний день такие сервисы еще недостаточно широко распространены, но в будущем они станут приоритетной моделью. Согласно  прогнозам  Gartner, переход к ней потребует около 10 лет.

Появление устойчивого спроса на облачные системы ожидается не ранее 2014 года. До этого времени распространение облачных сервисов будет сдерживаться тремя основными факторами.

Во-первых, это инертность компаний, пытающихся защитить уже сделанные инвестиции в ИТ и извлечь максимальную выгоду из них. Во-вторых, облачная почта и средства совместной работы пока не в полном объеме отвечают требованиям заказчиков. Наконец, ИТ-директора сейчас в большей степени сфокусированы на стратегических изменениях, которые способны помочь компании повысить эффективность бизнеса. Внедрение SaaS же скорее можно рассматривать как способ экономии.

Дальнейшее развитие облачных средств взаимодействия будет лавинообразным. Уже к 2020 году проникновение таких решений достигнет 55%.

Бумаги не стало меньше

Как показывает исследование, проведенное CompTIA, компании не торопятся переходить на концепцию «безбумажного офиса». Более того, складывается ощущение, что многие стали сильнее опираться на бумажные документы, чем раньше. Руководители 38% компаний признают, что их сотрудники стали распечатывать больше документов, чем в прошлые годы. Еще 8% говорят об «очень существенном» росте печати. Улучшения ситуации не ожидается и в будущем: большинство опрошенных руководителей полагают, что в течение двух ближайших лет потребление бумаги если и изменится, то только в большую сторону. Хотя в некоторых сферах и удалось уйти от массового использования бумажных документов, такие сектора, как образование, госсектор и здравоохранение, по-прежнему являются крайне «бумагоемкими». Эту тенденцию подтверждает и рост продаж принтеров, отмечаемый многими аналитиками. Например, в IDC говорят об увеличении поставок печатных устройств на 12%.

Gmail потеснит Exchange

Облачная почта, предлагаемая Google, в ближайшее время может существенно потеснить в корпоративном сегменте традиционного лидера — Microsoft. Как подсчитали в Gartner, сегодня доля сервиса Gmail колеблется на уровне 1%, однако в ближайшие несколько лет она может вырасти как минимум до 10%. При этом Google набирает популярность среди достаточно крупных организаций, с числом пользователей более 5 тыс. человек.

В целом облачные решения составляют 4% рынка почтовых систем. Например, Microsoft представила свой облачный сервис Exchange в 2010 году, а уже в  2011-м вывела на рынок расширенное предложение — Office 365. Между тем Google отмечается аналитиками как «наиболее развиваемая» платформа. За последние 12 месяцев в ней было сделано два серьезных изменения. В первую очередь они касались безопасности и управляемости — крайне важных областей для корпоративных пользователей.