В последнее время внимание проектных интеграторов и заказчиков, как эксплуатирующих крупные корпоративные информационные системы, так и пользующихся простыми офисными решениями представления данных, все чаще привлекают службы и системы поддержки нормативно-справочной информации (НСИ). За этим понятием скрывается условно-постоянная часть корпоративной информации — мастер-данные, которые формируют основу большинства текущих документов и мало изменяются на протяжении жизненного цикла организации.
Предпосылки для внедрения систем НСИ бывают самыми разными, но практически всегда за ними стоят общие для любой крупной организации причины:
• потребность в интеграции информационных систем на уровне справочных данных с целью упорядочивания и сокращения расходов на ведение НСИ;
• стремление использовать унифицированные коды справочной информации для автоматизации сбора и анализа корпоративной отчетности;
• необходимость повысить качество и достоверность нормативно-справочной информации за счет формализации регламентов управления ею, оптимизации рутинных процессов и отказа от дублирования справочных данных;
• централизация функций ведения эталонной справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.
Областями, где наиболее востребованы НСИ-решения, в наши дни можно по праву считать каталогизацию материально-технических ресурсов (МТР), имеющую особое значение в производственном секторе экономики, достаточно развитую и стандартизованную различными международными и общероссийскими классификаторами, и интеграцию данных о клиентах. Одна из характерных ошибок состоит в том, что система НСИ рассматривается не как самостоятельный ИТ-компонент, а как дополнение к той или иной ERP-системе. Но это не так. НСИ — часть общекорпоративной ИТ-инфраструктуры. От качества и надежности основных данных, заключенных в НСИ, во многом зависит и качество собственно управленческой информации.
В крупных российских компаниях с большой филиальной сетью по прошествии времени могут накапливаться разные системы ведения НСИ, в том числе и неавтоматизированные. Кроме того, могут использоваться разнообразные справочники, которые изначально не предполагалось использовать в ИТ-инфраструктуре. Эти системы могут оказаться преградой на пути интеграции корпоративной ИТ-инфраструктуры, затрудняя обмен данными в среде локальных приложений и при формировании сводных аналитических отчетов. Из этого следует, что важным условием успеха проекта внедрения любой корпоративной информационной системы является поддержание высокого качества хранящихся в ней данных.
Универсальные критерии, применимые сегодня к любым типам корпоративных данных, включают полноту, непротиворечивость, корректность и актуальность. Для НСИ формулируют и более характерные, специфические критерии, такие как идентифицируемость и уникальность, которые обеспечивают однозначное и уникальное определение данных, необходимое для формирования ссылок на них из других элементов НСИ и прочей документации. Отлаженная работа систем поддержки НСИ сводится к первичной загрузке мастер-данных, организации их хранения, обновления и распространения, образованию интерфейсов с корпоративными бизнес-приложениями. Например, при первичной загрузке данных возникает задача привести большой объем существующих разнородных справочников к некоторому эталонному виду. Наиболее характерный способ хранения справочников в компаниях со слабой автоматизацией бизнес-процессов — электронные таблицы. Как правило, это файлы Excel или легко приводимые к ним форматы. Нужно иметь в виду, что в этом случае неизбежно возникнет вопрос об автоматическом преобразовании данных. Вторым по популярности способом хранения справочников в организациях являются такие некрупные СУБД, как, например, Microsoft Access. Этот способ предполагает проектирование баз данных, в которых хранится НСИ, для обеспечения должного качества информации. Кроме того, необходимо установить связь между справочниками, загружаемыми из различных, ранее не связанных источников.
Организация хранения, обновления и распространения данных после их загрузки в системы поддержки НСИ имеет три возможных решения:
• централизованная НСИ, когда подразумевается централизованное хранение эталонов мастер-данных;
• децентрализованная НСИ, когда создается распределенное виртуальное хранилище;
• смешанный вариант, объединяющий лучшие характеристики централизованного и децентрализованного способов.
Основные преимущества централизованного типа НСИ — простота разработки и автоматическая поддержка целостности данных, когда копии заменяются на эталонные значения. Справочная информация в этом случае извлекается из различных систем, гармонизируется, дополняется, уточняется и записывается в эталонное хранилище.
Децентрализованное хранение справочной информации предполагает создание виртуальной базы данных, при обращении к которой данные запрашиваются из систем, где они хранятся. Информация об одном клиенте может собираться из фрагментов, хранящихся в разных базах данных. В то же время система, получающая эту информацию, будет распознавать ее так, как будто она имеет дело с одной записью, хранящейся в центральной базе данных.
В географически распределенных компаниях необходимость при каждой операции обращаться к центральному хранилищу может не только значительно понизить скорость работы системы в удаленных узлах, но и в отдельных случаях препятствовать ее работе из-за разрыва каналов связи с центральным хранилищем. Традиционно обновление справочников и поддержание целостности системы осуществляется за счет ночной синхронизации данных, когда не производятся никакие пользовательские операции. В ситуации, когда это невозможно из-за географической удаленности систем (например, филиалы компании расположены в разных часовых поясах), необходимо применять гибридный механизм работы с распределенными данными. Он позволит гарантировать оптимальный набор преимуществ централизованного подхода, учитывая распределенность компании. В этом случае наиболее рациональным, с точки зрения минимизации затрат сетевого времени и трафика, решением данной проблемы может стать разбиение общей сети на ряд подсетей, управляемых централизованно. Информационная система сможет обеспечить актуальность данных в центральном узле, а в подсетях будет поддерживаться только локальная целостность и информация, нужная для связывания данных с изменившимися данными центрального узла. Таким образом, будет выполняться централизованный контроль над НСИ в каждой отдельной подсети, и, с учетом необходимости поддержания репликации данных на малом числе узлов, будет достигнута гибкость и масштабируемость распределенной системы.
Сложно сказать однозначно, какой из вышеописанных способов организации систем поддержки НСИ лучше, каждому из них присущи свои плюсы и минусы. Тем не менее не случайно то, что в настоящее время подавляющее число внедренных систем такого рода представляют собой централизованные хранилища информации. В рамках единого хранилища удобнее осуществлять синхронизацию данных, ими проще управлять и с их помощью легче разделять ответственность за информацию между различными департаментами предприятия. Важно не забывать и о том, что неотъемлемым фактором успешного внедрения систем НСИ по-прежнему остается интеграционная готовность информационной инфраструктуры компании, подразумевающая достаточную пропускную способность и надежность каналов связи, быстродействие и отказоустойчивость самих интегрируемых в общее информационное пространство информационных систем.