Каков сейчас баланс спроса и предложений на рынке труда в ИТ-отрасли по сравнению с тем, что было год-два назад?
Давайте примем за точку отсчета октябрь 2008 года — начало кризиса. Именно тогда в ИТ-отрасли прекратились разговоры о кадровом голоде. В кризис вакансий становилось все меньше, а количество размещенных резюме, напротив, росло. Резкий скачок произошел в марте 2009 года, когда начались массовые увольнения, вызванные кризисом. Такая ситуация — «рынок работодателя» — сохранялась без особенных изменений до конца 2009 года. Перелом наступил уже в январе 2010-го, когда резюме по-прежнему поступало существенно больше, однако количество предлагаемых вакансий начало резко расти. Структура спроса также поменялась — опытные ИТ-специалисты по-прежнему были востребованы, а вот работу в должности, например, начальника ИТ-отдела найти было крайне непросто. Мой прогноз таков: уже в ближайшее время мы опять столкнемся с существенным дефицитом специалистов.
Проблема осложняется еще и тем, что в России складывается далеко не лучшая демографическая ситуация — рождаемость падает, а потребности рынка труда растут. Уже к 2012 году на рынке возникнет существенный дефицит молодых специалистов. Между тем ИТ-отрасль постоянно требует именно молодых умов — энергичных, гибких, креативных людей, быстро осваивающих новое.
Если открываются новые вакансии, значит, возрастает риск, что ИТ-сотрудников могут переманить, не так ли?
Да, так. В нынешнем году некоторые западные ИТ-корпорации и консалтинговые компании получили существенные квоты на расширение. Например, крупная международная консалтинговая компания планирует в 2011 году расширить штат российского офиса в три раза! Как вы думаете, где они будут искать опытных консультантов?
Очень большую активность в плане найма ИТ-специалистов сейчас проявляют крупные предприятия сырьевых отраслей и ведущие банки. Похоже, ИТ-индустрии наконец-то удалось убедить заказчиков в том, что использование ИТ дает конкурентное преимущество. Компании из различных секторов экономики сейчас активно наращивают свои ИТ-ресурсы, в том числе переманивая специалистов. Непрофильным компаниям при этом не всегда удается адекватно оценить реальную рыночную стоимость, например, программиста или системного администратора — HR-менеджеры часто просто не знают, как проверить заявленные соискателем навыки и умения, поэтому иногда специалисту средней квалификации удается получить зарплату, которую в ИТ-отрасли предлагают только настоящему эксперту.
Впрочем, есть и встречная тенденция: руководители бизнеса, не связанного с ИТ, все чаще осознают, что, не имея достаточного опыта оценки ИТ-персонала, они переплачивают, поэтому все более востребованными становятся услуги аудита ИТ-служб и построения системы обучения и развития для ИТ-специалистов. По этой же причине растет спрос на ИТ-аутсорсинг, когда, по сути, на смену переманиванию специалистов приходит покупка услуг профессиональных команд, способных выполнять соответствующие функции.
Как решается задача мотивации собственного персонала в нынешних экономических условиях? И как изменился за время кризиса профиль соискателей?
У людей было время, чтобы походить на собеседования. Теперь специалисты, приходя на интервью, заранее изучают информацию о компании, готовят правильные вопросы, умеют давать ожидаемые ответы. К сожалению, это не гарантирует того, что такой специалист покажет высокие результаты в работе.
В целом лояльность специалистов снизилась — то, что люди испытали в кризис, было очень болезненно, неприятно и иногда даже унизительно, это был серьезный стресс для них. Сейчас, когда на рынке снова наблюдается оптимизм и появилось больше вакансий, специалисты будут искать новые возможности. Абсолютное большинство тех, кто сейчас обновляет свои резюме, — работающие люди.
Вывод таков: нам нужно учиться жить в новой реальности. Особое внимание необходимо уделять выращиванию талантов, удержанию ценных ИТ-специалистов и совершенствованию системы мотивации. А что в первую очередь мотивирует? Возможности профессионального развития, освоения новых технологий, участия в интересных проектах, расширения кругозора.
Также немаловажно ощущать свою полезность для бизнеса. Это особенно необходимо ИТ-менеджерам — они хотят иметь возможность вести диалог с бизнес-лидерами, участвовать в стратегическом развитии компании. Большинство людей хотят понимать, за что им платят и как можно влиять на увеличение своих доходов.
Многие «айтишники» — творческие люди, они могут засиживаться по ночам, работать сутками, но необходимость присутствия в офисе в строго определенные часы их «убивает». И наконец, им как воздух нужна профессиональная среда — общение, обмен идеями с коллегами, с ИТ-сообществом.