Виктор Гриднев, руководитель центра информационных технологий в госсекторе компании «АйТи»:
ИТ-пространство органов власти не может быть лоскутно-кусочным — это уже давно стало аксиомой для госслужащих в региональных администрациях. Значительная их часть находится на пути от политики реализации частных ведомственных проектов к системному подходу выстраивания «электронного правительства». Сегодня идет поиск подходов и моделей создания больших комплексных систем регионального уровня. Уже запущены проекты по концептуальному проектированию архитектуры «электронного правительства» субъекта РФ, готовятся системные проекты формирования ее отдельных компонентов.
Те, кто считает возможным появление некой единой «интегрированной системы для комплексной информатизации региональных органов власти и управления», недопонимают сложность органов региональной власти как объекта автоматизации. Госуправление автоматизировать гораздо сложнее, чем любой, даже очень большой, бизнес, поскольку органы власти не просто отвечают за какие-то отдельные процессы, они несут ответственность за поддержание и развитие территорий в целом. В архитектуру «электронного правительства» входят минимум два десятка типов систем, а общее количество различных специализированных ИТ-систем может исчисляться сотнями, поэтому базовыми инструментами интеграции и развития единого пространства «электронного правительства» в субъектах РФ является выработка набора стандартов, создание региональных конструкций НСИ, базовой инфраструктуры данных, технологической инфраструктуры, унифицированных конструкций проектного управления — процессов подготовки и реализации проектов.
Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн»:
Безусловно, наличие общей политики автоматизации для связанных в общий процесс исполнения и контроля бизнес-процессов придает новое качество их совместной работе. Тем более это актуально для региональных органов власти и управления, поскольку они являются частями одного глобального процесса управления. К тому же госорганы питаются из одного бюджета, а типовые решения позволят сэкономить «на масштабе», то есть снизить стоимость удельного рабочего места. Наиболее перспективными в этом смысле представляются технологии облачных вычислений, которые позволяют очень сильно экономить на стоимости инфраструктуры. Для региональных госорганов такой способ реализации представляется и возможным, и оптимальным, так как они имеют общие как унифицированные, так и специфические задачи, которые могут реализоваться на единой технологической и методологической платформе. Современная СЭД вполне может быть выбрана в качестве основы для построения подобной инфраструктуры.
Александр Уланский, руководитель по работе с корпоративными заказчиками, департамента серверов, систем хранения данных и сетевых решений компании НР в России и СНГ:
В госорганах находят широкое применение системы юридически значимого электронного документооборота (делопроизводства), при этом основная проблема состоит в отсутствии нормативной базы, регламентов электронного взаимодействия между органами власти. Что касается автоматизации их взаимодействия с гражданами и бизнесом, основная проблема интеграции состоит в идентификации заявителя и выполнении требований по информационной безопасности в отношении его персональных данных. С учетом того, что дальнейшая работа с запросами сводится к фактической обработке документов в электронной или иной форме, опять встает вопрос регламентного обеспечения информационного обмена.
Вячеслав Кадников, руководитель направления по работе с государственным сектором подразделения Information Intelligence Group компании EMC Russia & CIS:
Работа в единой интегрированной информационной системе по определению более эффективна как с точки зрения качества реализации внутренних процессов, так и ее сопровождения. На уровне регионального правительства должен существовать единый подход к построению системы автоматизации и контроля деятельности чиновников, и создание комплексного решения является обязательным шагом в достижении этой задачи. В регионах, уже достигших такого уровня автоматизации внутренних процессов (в частности, в Пермском крае), налицо существенный рост эффективности работы каждого чиновника и административного аппарата в целом, явившийся результатом в первую очередь повышения прозрачности процессов.
Следует помнить, что автоматизация внутренней деятельности – не самоцель для государственных структур. В конечном итоге работа чиновника должна быть направлена на повышение эффективности предоставления услуг гражданам и бизнесу, и комплексная информационная система, внедряемая на уровне региона, должна иметь потенциал роста до уровня единой платформы управления предоставлением государственных услуг.
Юрий Сайгин, руководитель предпринимательского отдела компании «РДТех»:
Проблема кусочно-лоскутной автоматизации актуальна не только в регионах России: и в центре, и на местах все обстоит примерно одинаково. Единственное, в регионах гораздо меньшие бюджеты на ИТ, и поэтому вряд ли можно говорить о какой-то интеграции — попросту нечего особо объединять и консолидировать. На наш взгляд, автоматизация все-таки должна идти сверху. В таком случае будет понятно, какие требования станут предъявляться к этим системам, и интеграция всех систем в единую окажется менее проблемной.
Николай Кречетов, глава филиала корпорации InterSystems в России, СНГ и странах Балтии:
Вряд ли стоит говорить о создании единой системы для всех органов государственной власти. Разумнее интегрировать уже имеющиеся ведомственные системы друг с другом. Сейчас одной из самых «горячих» тем являются проекты перевода госуслуг в электронный вид. Как раз для таких проектов впервые появились методические рекомендации по использованию стандартных технологий, например Web-сервисов. Однако стандарты информационного обмена — необходимая, но недостаточная составляющая успеха. Для автоматизации межведомственного взаимодействия требуются промышленные средства управления потоками данных («шины данных»), а также средства реализации композитных приложений, технологии описания и программирования бизнес-процессов, средства мониторинга, средства трассировки событий и т. д.
Сергей Ефанов, заместитель руководителя направления «Финансовые институты» компании CUSTIS:
Задача комплексной информатизации на уровне региона требует объединения информационных ресурсов различных организаций и ведомств — связи систем, обладающих различными возможностями по интеграции. Для интеграции разнородных систем оптимальным нам представляется сервисно-ориентированный подход. Он позволяет максимально использовать существующие информационные ресурсы, быстро добавлять новые бизнес-функции, делает прозрачной систему управления информационным комплексом в целом. В качестве технологий, на которых основывается такое решение, обычно используют системы управления бизнес-процессами и интеграционные шины. Первые позволяют гибко настраивать процессы взаимодействия между системами, а вторые обеспечивает интеграцию и доставку информации.
Никита Кривоноженков, менеджер по развитию партнерской сети компании «ABBYY Россия»:
В регионах РФ мы регулярно сталкиваемся с совершенно не связанными друг с другом информационными системами. Причина — в достаточно слабой на сегодняшний день законодательной базе, которая должна регулировать и регламентировать связь между системами. Если говорить об оправданности появления комплексных систем для интеграции решений в области распознавания данных, то здесь, по нашему мнению, необходимо применение облачных сервисов. В большинстве случаев технологии OCR и ICR применяются госорганами для ввода документов в системы электронного документооборота, электронные архивы, а также при приеме бумажных документов от граждан. В каждом из случаев было бы целесообразно использовать общий подход и метод ввода, который можно предложить на базе облачных технологий.
Олег Грешнев, директор по развитию бизнеса компании Digital Design:
Приоритетом в решении этой проблемы должны быть не технические усилия, а организационные: выработка стандартов и регламентов, используемых органами государственной власти, и требований к ИТ-системам. Если и стоит вводить какую-то единую систему уровня региона, то только в качестве возможной альтернативы либо дополнения к имеющимся. Это должно быть, скорее, типовое решение. Другой вариант — частные облака, создаваемые на регионально-муниципальном уровне. Использование ИТ-сервисов, поставляемых из таких облаков, позволит получать качественные сервисы, в то же время эти решения будут едиными в рамках довольно большой территории.
Тимур Меджитов, руководитель проектов компании Directum:
Для реализации ведомственных задач оптимальным вариантом может стать выбор и внедрение специализированного тиражного решения, которое позволит охватить глубокую специфику ведомства и максимально снизить стоимость внутренних процессов. Для реализации сквозных управленческих задач (например, управление персоналом, бухгалтерия и т. д.) логичным видится использование решения на базе комплексной системы, известной на рынке и максимально эффективной с точки зрения использования в конкретном регионе с учетом имеющихся подрядчиков, специалистов, учебных заведений. И комплексные, и узкоспециализированные системы должны поддерживать возможности как глубокой интеграции в существующую ИТ-инфраструктуру, так и интеграции на уровне конкретных приложений. Таким образом, на базе отдельных компонентов можно будет построить комплексную информационную систему управления регионом.
Что касается вариантов интеграции, то при значительном количестве информационных систем в регионе оптимальным стунет использование единой интеграционной шины, в которую будут включаться все системы региона. Именно этого принципа придерживается Правительство РФ, выпустив Постановление № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» от 08.09.10. Подобная система призвана взять на себя функции единой интеграционной шины, которая, во-первых, объединит все информационные системы в комплексную систему управления регионом, а во-вторых, позволит получить доступ к ИТ-сервисам и информации, которые имеются на федеральном уровне.
Дмитрий Ситников, руководитель направления региональных решений компании «Прогноз»:
Причиной того, что в некоторых регионах до сих пор практикуется кусочно-лоскутная информатизация, скорее всего, является отсутствие комплексных предложений от ИТ-компаний, которые включали бы все функции взаимодействия и интеграции внутренних блоков системы. Регионам очень сложно самостоятельно решить все функциональные вопросы управления посредством внедрения информационных систем и технологий, охват задач слишком велик. Для решения проблем комплексной автоматизации требуется богатый опыт, практические знания и наработки по информатизации региональных органов власти, которыми могут обладать только ИТ-компании, работающие в этой сфере. Однако при отсутствии комплексных предложений органы власти, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления: решают конкретные вопросы по отдельным предметным областям, что, естественно, в конечном счете требует значительных затрат. Практическая польза внедрения комплексных решений очевидна — это существенная экономия бюджетных средств, которая заключается, как минимум, в сокращении финансовых, временных и других затрат на последующую интеграцию разрозненных частей.
Если в регионе используется множество разнородных и разноплатформенных автоматизированных систем, весьма проблематично найти правильное решение при выборе программных средств интеграции. Требуется решить сложную задачу по определению интеграционного ядра всех решений. С нашей точки зрения, логичнее разрабатывать и внедрять комплексные решения, которые способны либо сразу решить вопросы информационного взаимодействия между компонентами системы, либо обладают всеми программными средствами для последующей интеграции с имеющимися системами.
Антон Татауров, директор департамента по работе с государственными организациями «SAP СНГ»:
Интегрированная система — это новый уровень управления, в основе которого прозрачность, оперативная доступность и полнота информации для лиц, принимающих решения на различных уровнях государственного управления. На региональном уровне информатизации использование средств интеграции — жизненно важная потребность. Без этого нельзя добиться повышения качества управления регионом и обеспечить оказание электронных услуг населению. Все органы региональной власти так или иначе взаимодействуют между собой, и если их информационные системы не интегрированны, не могут взаимодействовать, то мы опять возвращаемся в бумажный век со всеми вытекающими последствиями.
Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «ИнтерТраст»:
Что касается электронного документооборота отдельно взятого региона, то здесь более естественно иметь единую систему, охватывающую все органы власти. При этом формируются не только единое информационное пространство региональной администрации, но и единые правила и политики, культура работы с электронными документами. Подходы, связанные с интеграцией разнородных систем на уровне одного региона, будут неэффективны, поскольку слишком много ответственных информационных объектов необходимо синхронизировать и дублировать. Кроме того, усложняется поддержка сквозных межведомственных процессов.
Алексей Добровольский, директор по разработке ПО компании «Крок»:
В идеале структуры должны обмениваться информацией в электронном виде напрямую. Для этого необходима интеграционная среда, которая позволит обмениваться информацией, согласовывать форматы, протоколы обмена. В том числе она должна поддерживать электронно-цифровую подпись. Необходимо придать юридическую значимость информации, которая содержится в реестрах информационных систем (то есть каждая запись в системе должна быть подписана «правильной» ЭЦП «правильным» образом). Самое сложное — устранить межведомственные противоречия в части организации электронного обмена данными.
Виктор Серебряков, директор департамента комплексных проектов компании «ЛАНИТ»:
К сожалению, автоматизация в регионах проводится, как правило, бессистемно. Каждое ведомство решает свои насущные проблемы, не задумываясь о том, как обеспечить последующее взаимодействие с другими участниками процесса. Интеграция таких систем возможна только при желании и готовности ведомств обмениваться информацией. Сейчас бывает так, что даже ведомства, имеющие собственные системы документооборота, переводят исходящее письмо в бумажный документ, отправляют его с курьером другому участнику межведомственного обмена, который снова переводит бумажное письмо в электронный документ и продолжает работать с ним. Такие проблемы чаще всего возникают при взаимодействии различных уровней власти (федеральной и региональной, региональной и муниципальной и т. д.).
Александр Лопарев, директор региональных проектов «Корпорации Парус»:
Высокая заинтересованность власти в решении проблемы интеграции государственных ИT-систем, в том числе региональных, очевидна — разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, которые в них содержатся, указана в программе «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» как одно из основных препятствий использованию потенциала ИТ в РФ. При этом обеспечение только горизонтального электронного межведомственного взаимодействия не решит проблему повышения эффективности государственного управления за счет ИТ. Не будем забывать, что и региональному, и федеральному уровням власти для управления нужна разнообразная информация местного уровня в огромных объемах, которую просто невозможно собрать без муниципальных АИС, генерирующих данные. На наш взгляд, наиболее эффективное решение — создание общерегионального ИТ-ресурса с подключением к нему всех муниципалитетов субъекта РФ, с использованием Web-порталов и хранилищ данных. Однако, во-первых, проблема в том, что крупные, сложные ИКТ-проекты для большинства регионов дороги. Вторая проблема — нормативно-правовая: необходимо нормативное поле, которое определит полномочия каждого участника этой системы при предоставлении и получении данных. Определяющим фактором успеха становится активное участие правительства субъекта РФ, обеспечивающего объединение в рамках проекта всех сторон, заинтересованных в информатизации.