Автоматизация предприятий сектора продолжается, несмотря на сложный период, и, по мнению экспертов, в ближайшем будущем объемы инвестиций в информационные технологии будут существенно зависеть от выхода экономики из кризиса и оживления рынков
Среди российских предприятий сложно найти хотя бы несколько десятков с чисто дискретным производством — за рубежом производство полуфабрикатов и деталей принято отдавать на аутсорсинг, у нас же предприятия часто ведут полный производственный цикл. И для большинства российских предприятий характерны комбинации типов производств (проектного, дискретного и процессного), а порой в компании присутствуют все три. К предприятиям с дискретным производством сегодня относят компании транспортного машиностроения, производства электроники и компьютеров, электро- и промышленного оборудования, медицинского оборудования и др., включая мебельное и т. п.
В период кризиса производственный сектор понес немалые потери: предприятия сокращали производство, массово увольняли персонал. Многие до сих пор находятся в плачевном состоянии. Машиностроение оказалось столь же чувствительным к финансовым проблемам, как и металлургия. Но, пожалуй, самый болезненный удар кризис нанес по российскому автомобилестроению. Если, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в целом по стране в начале 2009 года составлял около 82% к среднемесячному показателю 2008 года, то падение производства автомобильной техники в 2009 году составило около 60%. Однако осенью 2010 года практически удалось преодолеть разрыв — к декабрю с конвейеров уже сошло почти на 98% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2009 года. В целом же производственные компании достигли уровня 2008 года — индекс промышленного производства составил 103,8% к среднемесячному уровню 2008 года.
Перспективы же 2011 года пока туманны. Предполагается «снижение уверенности в завтрашнем дне» на долгосрочную перспективу, и связано оно в первую очередь со снижением спроса на продукцию. Среди факторов, сдерживающих рост производства на предприятиях, эксперты отмечают также неопределенность экономической ситуации и недостаток финансовых средств. Возросло влияние на ограничение роста производства таких обстоятельств, как недостаток квалифицированных рабочих, изношенность и отсутствие оборудования. Даже имеющиеся производственные мощности сегодня загружены в среднем на 60%. Общий вывод, который можно сделать на настоящий момент, — восстановление и развитие данного сектора производства будет существенно зависеть от ситуации в экономике в целом.
Среди российских предприятий дискретного производства можно встретить как крупные, так и средние, как территориально распределенные, так и компактно расположенные. В связи с кризисом некоторые эксперты отмечают тенденцию к глобализации производства и продаж, которая особенно заметна в автомобильной промышленности. Например, на производственных площадках российской компании Sollers выпускаются российские внедорожники УАЗ, корейские
SsangYong, легковые и коммерческие автомобили FIAT, японские грузовики ISUZU, а также бензиновые и дизельные двигатели ЗМЗ. В группу компаний «КАМАЗ», выпускающую грузовую технику (грузовые автомобили, прицепы, автобусы, тракторы), двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент, входят 104 организации, в том числе 5 сборочных производств за рубежом (Казахстан, Вьетнам, Азербайджан, Иран и Пакистан). Серьезную конкуренцию россиянам составляют зарубежные автокомпании, налаживающие производство на российской территории. В частности, под Санкт-Петербургом недавно открыт Hyundai Suppliers Park, где будут производить комплектующие для расположенного по соседству завода Hyundai.
К сожалению, сегодня стало массовым замещение российского оборудования, деталей и узлов в машиностроении импортом, и получаемый продукт хотя формально и считается россий-
ским, но таковым уже не является. Например, «Группа ГАЗ» приобрела производственные активы завода Sterling Heights Automotive Plant у корпорации DaimlerChrysler, а также лицензию на производство автомобилей на платформе JR-41, на основе которой и был создан новый легковой автомобиль Volga Siber. Для его производства был построен новый комплекс на базе американского сборочного и сварочного оборудования, с использованием робототехнических комплексов японского и немецкого производства. На мощностях комплекса, пока загруженного не более чем на 2%, планируют собирать легкие коммерческие автомобили Mercedes-Benz Sprinter.
ИТ в рост
Предприятия сектора различаются по характеру производства, экономическим условиям, степени владения рыночной ситуацией. Все эти обстоятельства в значительной мере определяют стратегию информатизации, технологии и средства, вкладываемые в ИТ. Интересно, что если до кризиса, в начале 2008 года, специалисты и эксперты полагали, что зависимость предприятий отрасли от ИТ не очень велика, хотя они и необходимы, то сегодня мнения разделились — часть по-прежнему считает, что уровень информатизации предприятий сектора низок потому, что нет такой потребности, другие же, напротив, полагают, что деятельность компаний дискретного производства
существенно зависит от ИТ. Большинство экспертов, в том числе представители концерна «Тракторные заводы», полагают, что уровень автоматизации предприятий сектора достаточно низок. По мнению Татьяны Штангей, заместителя начальника УИТ «Московский подшипник», наихудшим образом автоматизированы процессы нижнего уровня.
Кризис приостановил реализацию ИТ-проектов на большинстве предприятий — компаниям важно было сохранить производство, поэтому сегодня перспективы внедрения ИТ достаточно широки. «В области автоматизации машиностроения после некоторого затишья, вызванного кризисом, наблюдается повышение активности — реализация компаниями крупных проектов требует современных методов управления, в связи с чем роль ИТ неизбежно возрастает. Это касается как базовых ИТ-сервисов (каналы связи, почта, корпоративные ресурсы и т. д.), так и специализированных бизнес-приложений», — считает Михаил Василевский, директор дирекции ИТ управляющей компании группы «Гидромашсервис».
Представители компаний отмечают, что для нормального функционирования необходимы качественная инфраструктура и программное обеспечение по основным стандартным областям: бухучет, САПР, АСУТП, планирование производства и снабжения и т. п. Существенную отдачу можно получить от систем календарного планирования, учитывающих производственные мощности.
База
В период кризиса только крупные предприятия могли позволить себе внедрение тяжелых систем. Поэтому совершенствование и создание современной инфраструктуры были одним из основных направлений информатизации. Компания Sollers не только развернула ИТ-инфраструктуру на новом заводе во Владивостоке на базе решений Microsoft: Windows 7, Windows Server 2008 R2, Exchange Server 2010 — но и внедрила систему управления предприятием на платформе SQL Server 2008. В рамках проекта для внедрения MES-системы на российском заводе Hyundai Motor созданы сетевая инфраструктура, единая мультисервисная сеть, система визуализации производственного процесса. На производственных площадках партнеров установили системы контроля доступа, видеонаблюдения, развернули системы гарантированного электропитания в серверных помещениях и этажных коммутационных узлах. Локальную вычислительную сеть создали для нового завода компании Peugeot в Калуге на базе линейки Н3С компании 3Com. Проект, направленный на снижение рисков потери бизнес-критичных данных и сокращение затрат на ИТ-инфраструктуру предприятия за счет виртуализации сетей хранения данных на базе программно-аппаратного комплекса IBM SAN Volume Controller (SVC), реализовали в «Авиадвигателе», входящем в «Пермский
моторостроительный комплекс». Инфраструктурные проекты реализует и Белебеевский завод «Автонормаль», завершено создание корпоративной инфраструктуры в группе «ГМС».
В интересах подразделения компании «АэроКомпозит», занимающегося проектированием компонентов из композиционных материалов в рамках программы по разработке самолета МС-21, создана полноценная ИТ-инфраструктура, обеспечивающая непрерывность функционирования прикладных программ и высокую надежность их работы.
Не меньше внимания уделялось и обеспечению надежности работы всех систем. Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, ведущее предприятие в области ракетного двигателе-
строения и космической энергетики, для обеспечения возможности восстановления функционирования ключевых ИТ-сервисов в кратчайшие сроки внедрило в информационную систему решения линейки Acronis Backup & Recovery 10. Экспериментальный машиностроительный завод имени
В. М. Мясищева, работающий в области авиастроения, для создания защищенной надежной среды также приобрел продукты Acronis (Disk Director, True Image).
Конкурентоспособность
Валентина Иванова, начальник отдела ИТ «Белебеевского завода “Автонормаль”», считает, что наибольшие конкурентные преимущества предприятиям машиностроения сегодня могут принести ERP-системы, управление проектами и документооборотом, системы управления жизненным циклом продукта. В важности ERP-систем уверена и Ирина Гусева, заместитель генерального директора по стратегическому планированию и внедрению корпоративной системы управления предприятия «Калужский двигатель».
На предприятии «Протон — Пермские моторы», производящем наряду с двигательными установками для ракет-носителей «Протон» детали и узлы ракетных двигателей РД-191 для нового семейства ракет-носителей «Ангара» и составные части газотурбинных электростанций «Урал», реализуется проект внедрения комплекса решений SAP ERP и SAP ERP HCM, рассчитанный на ближайшие три года. Единая система управления на базе программного комплекса SAP ERP автоматизирует деятельность «Кировского завода», обеспечивая более эффективное управление логистикой, финансами и активами.
Автоматизированная система планирования и оперативного учета в производстве на базе решений компании «Парус» создана в авиационной корпорации «Рубин».
Корпоративная система управления на базе Infor ERP LN (Baan 6.1) на заводе «ОТИС» в Санкт-Петербурге обеспечивает эффективное управление процессами производства, закупок и продаж, а также складским учетом и финансами. Планируется внедрить модуль «Конфигуратор продукции», развернуть систему в сервисном центре «ОТИС» в Москве. Группа «ГАЗ» также выбрала систему Infor ERP LN, одной из особенностей внедрения которой стала настройка электронного обмена сообщениями (Electronic Data Interchange, EDI) с поставщиками материалов и комплектующих. Внедряют Infor ERP LN и на предприятиях группы «ГМС», в 2011 году будет завершен переход всех российских предприятий группы на корпоративную систему производства компании «1С» и начат ряд «других интересных проектов».
Системы комплексной автоматизации учета и управления на базе «1С: Предприятие» внедряли производители мебели. В частности компания «Мебель-Люкс», производящая корпусную мебель в рамках холдинга «Электро-Люкс», собственными силами внедрила продукт «ПС: Мебельное производ-
ство». Пакет «1С:УПП», входящий в состав системы «1C:Предприятие 8», с необходимыми доработками внедрили на российско-итальянской мебельной фабрике «Модер», выпускающей корпусную и мягкую мебель.
Больное место крупных компаний и холдингов — сбор и консолидация отчетности и создание единого прозрачного унифицированного информационного пространства. Поэтому существующую учетную трансформационную модель автоматизировали в компании «Объединенные машиностроительные заводы» на базе продукта «1С:Консолидация ПРОФ 8» для сбора отчетности по стандартам МСФО. При этом продукту потребовалась доработка, вызванная необходимостью консолидировать информацию с иностранными дочерними обществами (Skoda JS, Чехия) и формировать большое количество отчетов.
Интеграция
Наибольшие конкурентные преимущества, по мнению экспертов, дает интеграция существующих систем на разных уровнях, что позволяет сохранить сделанные инвестиции, или внедрение комплексных систем, которые позволили бы отказаться от лоскутной автоматизации. Именно с этими целями в группе «КАМАЗ» начат системный проект автоматизации деятельности, включая производство, на базе ряда решений SAP для автомобильной промышленности и продуктов компании «1С». С помощью этих решений планируется обеспечить автоматизацию учета затрат, управление запасами, производством, качеством, сбытом автомобилей, детальное планирование производства, планирование логистической цепочки, проверку выполнимости заказов производством, прогнозирование сбыта.
Созданная благодаря интеграции и внедрению технологии управления жизненным циклом продукта (Product Lifecycle Management, PLM) единая информационная среда позволяет обеспечить непрерывную поддержку жизненного цикла продукции, сократить время вывода на рынок новых изделий, что особенно важно в период кризиса, обеспечить поддержку процессов принятия управленческих решений (интеграция ERP-системы с инженерно-конструкторскими комплексами CAD/CAM/CAE/PLM/PDM). Но пока на отечественных машиностроительных заводах PLM-решения внедряются фрагментарно, востребованы в основном такие их модули, как управление проектами, ведение электронных архивов, стыковка с CAD-системами.
Необходимость автоматизации всех этапов производства осознает сейчас подавляющее большинство руководителей отечественных промышленных предприятий, и следует ожидать роста инвестиций в ИТ. В качестве же аргумента в пользу такого прогноза эксперты называют постепенный выход отрасли из кризиса.