Рынок высоких технологий

Рост за счет Интернета

Объем российского рынка телекоммуникационных услуг по итогам 2010 года увеличится на 5%. Прогнозы на 2011 год, высказанные консалтинговой компанией PMR, весьма осторожны и лишь слегка оптимистичны. Важную роль в самочувствии индустрии телекома будет играть общее состояние экономики.

В течение 2009 года рынок сократился на 11% и составил 22,7 млрд евро. При этом сильнее всего пострадал сегмент фиксированной телефонии. В ближайшей перспективе он по-прежнему будет сокращаться, а сегмент мобильной телефонии, на данный момент составляющий чуть более половины рынка, наоборот, будет расти на 2–4% в год. Тем не менее основной рост будет приходиться на услуги Интернета и передачи данных. Важную роль при этом сыграет развитие сетей 3G.

От стагнации до удвоения

Прогнозы относительно российской ИТ-индустрии варьируются в достаточно широком диапазоне, как отмечают в АПКИТ. Значительный разброс официальных и экспертных оценок указывает на исключительную значимость текущего момента для дальнейшего развития отрасли.

В кризисном 2009 году в мировом масштабе снижение объема ИТ-рынка составило 5%. В России его сокращение до 15,6 млрд долл. (496 млрд руб.) оказалось куда серьезнее, чем мировой спад компьютерной индустрии, а также экономики России в целом, и составило 37%.

Объем российского ИТ-рынка в 2013 году, по оценкам Минэкономразвития, составит от 13 до 27 млрд долл., — то есть будет пройден путь от стагнации до удвоения объема по сравнению с 2009 годом. За тот же период эксперты прогнозируют рост мирового рынка примерно на 45%: они сходятся в прогнозах, что мировая ИТ-отрасль не только отыграет падение, но и обретет еще более высокие темпы роста. Ожидается, что по итогам 2010 года мировые затраты на ИТ достигнут 1,4 трлн долл. В числе перспективных мировых информационных технологий называются облачные технологии, «зеленые» ИТ, электронная медицина, электронная коммерция, а также распознавание изображений и дистанционное обучение.

Сомнения уходят, SaaS остается

Мировой рынок корпоративных SaaS-решений в 2010 году достигнет 9,2 млрд долл., что означает рост на 16% по сравнению с результатом 2009 года. Как отмечают в Gartner, рынок SaaS продолжает развиваться весьма динамично: заказчики ИТ-решений все чаще выбирают модель SaaS, видя в ней как финансовые, так и технологические преимущества. Очевидно, сомнения, касающиеся безопасности и надежности предоставления сервисов, постепенно начинают рассеиваться. Лидером рынка SaaS по-прежнему остается сегмент решений для работы с контентом, коммуникаций и групповой работы. Его объем в 2010 году достигнет 2,9 млрд долл. Наиболее известными сервисами в рамках этого сегмента являются электронная почта, корпоративные порталы и видео-конференц-связь. Еще одним сегментом SaaS-решений, стремительно набирающим популярность, является CRM. Прогнозируемая по итогам 2010 года выручка провайдеров CRM может составить 2,6 млрд долл.

Стандарт для информации

По итогам 2010 года мировой рынок решений для построения и ведения систем нормативно-справочной информации достигнет отметки в 1,5 млрд долл. По данным Gartner, его рост по сравнению с 2009 годом составит 14%. Более того, темп роста рынка увеличится: в период до 2014 года он составит около 18%. Объем же рынка к концу 2014 года может достичь 2,9 млрд долл., а возможное проникновение решений НСИ в компании на тот момент оценивается в 66%. Очевидно, компаниям надоело мириться с разрозненностью информации в различных корпоративных приложениях. Без централизованной НСИ и консолидация информации, и внедрение новых ИТ-решений становятся проблематичными. Рынок систем НСИ является одним из самых быстрорастущих сегментов всего мирового рынка программного обеспечения. Кроме того, прогнозируется, что к 2015 году около 10% всех НСИ-систем будет предоставляться заказчикам по модели SaaS.

Управление

Докризисных зарплат не достигли

По данным кадрового агентства Penny Lane Personnel, к концу 2010 года столичный рынок труда продемонстрировал устойчивое равновесие спроса на ИТ-специалистов и предложения в соотношении 45% к 55%.

На первом месте по востребованности стоят системные администраторы. За ними следуют специалисты по информационной безопасности, а замыкают тройку лидеров ИТ-директора.

Зарплаты работников ИТ-отрасли выросли по сравнению с январем 2010 года на 15–20%, однако все равно не достигли докризисного уровня. В част-

ности, программисты «1С» ежемесячно обходятся компаниям в 60–120 тыс. руб. — в зависимости от степени квалификации. Зарплаты администраторов баз данных по-прежнему варьируются от 35 до 120 тыс. руб., а зарплаты ИТ-директоров в среднем составляют 100 тыс. руб., в отдельных случаях достигая 350 тыс. руб. Как отмечают в Penny Lane Personnel, в деятельности ИТ-директоров все больше начинает преобладать коммерческая составляющая.

Аутсорсинг вместо персонала

По данным исследования, проведенного Computer Economics, 48% ИТ-руководителей планируют в 2011 году увеличение штата, и только 11% говорят о возможных сокращениях. Таким образом, основная волна увольнений прошла, и ИТ-отделы постепенно расширяют фронт работ. Тем не менее зачастую расширение штата выглядит довольно скромно. Берясь за новые ИТ-проекты, компании увеличивают время работы имеющегося персонала, нанимают контрактников и активно обращаются к аутсорсингу. Предполагается, что в 2011 году капитальные затраты в ИТ-отрасли вырастут, что будет способствовать увеличению приема на работу специалистов; однако большая часть работы сотрудников низшего звена будет отдана на аутсорсинг.

ИТ-сотрудники хотят роста

По данным исследования, проведенного американской редакцией еженедельника Computerworld, ИТ-специалисты начинают все более активные поиски новых мест работы. В посткризисный период компании продолжают оптимизацию своих расходов — в числе прочего они заморозили зарплаты и сокращают затраты на обучение, а также повышают загруженность персонала.

Как выяснилось, 69% ИТ-сотрудников сетуют, что за предыдущие шесть месяцев им ни разу не повышали зарплату. Результат: 36% из них заявили, что в ближайшие полгода собираются перейти на новую работу. Однако, по мнению аналитиков, соискателям придется очень непросто. Объявления о вакансиях стали гораздо более конкретными. В них часто включается четкий перечень технических требований, и все они (а не часть, как прежде) являются обязательными.

ИТ-бюджеты

Рост за счет перестройки ИТ-расходы компаний в 2011 году вырастут почти на 6%, утверждают в IDC. Таким образом, общемировой объем ИТ-рынка может составить 1,6 трлн долл. Основными факторами его роста должны стать миграция компаний на облачные платформы и мобилизация корпоративных ИТ-инфраструктур. При этом расходы компаний на облачные сервисы вырастут на 30%, в «облака» уходит все больше корпоративных приложений. Что же касается мобильных устройств, то их количество в ближайшие полтора года должно превысить число стационарных ПК. Разумеется, изменение подходов к построению инфраструктуры также потребует дополнительных инвестиций. Рост расходов на оборудование прогнозируется на уровне 8%, а на ПО — около 5%. Техника безопасностиКто ответит за утечки?

В подавляющем большинстве российских компаний вопросами информационной безопасности занимаются непрофильные подразделения. В ходе исследования, проведенного SearchInform, обнаружилось, что примерно в половине организаций за безопасность отвечают ИТ-департаменты. Кроме того, 7% упомянули службу безопасности компании, а 22% респондентов заявили, что за безопасность никто не отвечает. Лишь в 9% компаний существует специализированный отдел информационной безопасности. Специализированные системы защиты от утечек информации (DLP) используются только в 15% организаций. При этом 44% опрошенных признались, что в их компании неоднократно случались утечки конфиденциальных данных, а еще 26% опрошенных сообщили, что они не в курсе подобных событий.

SLA для «облаков»

Как показало исследование, проведенное Orange Business Services, большинство компаний рассматривает видео-конференц-связь и офисные приложения в качестве главных кандидатов для использования в «облаке». Менее 20% компаний планируют использование SaaS-решений для контакт-центров, еще реже организации собираются арендовать CRM, ERP и HR-системы. Что вполне естественно, приложения, которые можно перенести в «облако», чаще всего выбираются из числа готовых решений, а не тех, что кастомизируются под каждый конкретный бизнес-кейс.

Бизнес и технологии

«Пощупать» облако

74% компаний региона EMEA уже используют серверную виртуализацию в продуктивной эксплуатации, либо находятся на каком-либо из этапов ее внедрения. При этом, как показало исследование, проведенное Vanson Bourne, 43% предприятий уже реализовали проект виртуализации серверов или осуществляют его в данный момент. Еще примерно треть организаций перешли от этапа планирования виртуализации к первым действиям по ее реализации.

Несмотря на то что виртуализация становится все более распространенной, облачные вычисления еще не достигли пика популярности. По данным Ernst&Young, облачные услуги используют 23% компаний и еще 15% планируют прибегнуть к ним в течение ближайшего года. При этом 60% респондентов указали на повышение уровня риска вследствие существенного расширения использования услуг провайдеров. На вопрос о том, приведет ли к росту доверия внешняя аттестация провайдера облачных услуг, большинство опрошенных ответили утвердительно. При этом 43% считают, что аттестация должна проводиться на основании согласованного стандарта, а 22% видят необходимость в аккредитации аттестующего органа.

Компании уходят в сети

В 2011 году большинство компаний существенно увеличат использование в бизнесе инструментов социальных сетей, прогнозируют в IDC. В связи с этим рынок средств групповой работы и платформ для организации социальных сетей резко оживится. Востребованными будут не только корпоративные решения. Многие некрупные компании обратятся к общедоступным площадкам, таким как, например, Facebook.

Их целью станет так называемое онлайн-присутствие, дающее возможность дополнительно привлекать и удерживать клиентов, являющихся пользователями данных ресурсов, причем практически бесплатно.

Всплеск интереса к социальным сетям приведет к очередной волне поглощений. Аналитики уверены, что ИТ-гиганты будут крайне заинтересованы в приобретении нишевых игроков. Более того, по заявлениям IDC, 30% существующих на данный момент игроков к концу 2011 года будут поглощены. В качестве наиболее вероятных покупателей называются Oracle, SAP, Microsoft, Hewlett Packard, Cisco Systems и IBM.

В Gabriel Consulting также говорят о всплеске на рынке социальных сетей, однако подчеркивают, что за всплеском наверняка последует стабилизация или даже сжатие. Далеко не все проекты будут удачными. Часть компаний признает полученный опыт негативным и приостановит свои попытки покорить социальные сети.

Большая эффективность на меньшей площади

Уже в ближайшем будущем объем информации, хранимой в информационных центрах, в среднем вырастет втрое, и при этом для их размещения будет требоваться на 60% меньше площади, как прогнозируют в Gartner. Аналитики уверены, что желание компаний значительно повысить эффективность ЦОД с помощью инновационных решений приведет к синергетическому эффекту.

В частности, все большее внимание уделяется показателю энергоэффективности. Традиционный подход заключался в том, чтобы размещать ЦОД на большей площади и экономить таким образом на их охлаждении. Однако с ростом мощностей ЦОД не менее важной становится, наоборот, оптимизация занимаемых площадей, а также затрат на поддержку.

Одним из наиболее распространенных вариантов решения проблемы недостатка площадей является использование более вместительных серверных стоек. За счет оптимизации размещения серверов зачастую удается радикально сократить площадь, занимаемую ЦОД. Кроме того, все больший интерес вызывают новые технологии охлаждения. Наконец, уже общепринятой практикой становится использование технологий виртуализации, что также повышает общую эффективность ЦОД.