Транспортные и логистические предприятия все сильнее зависят от ИТ. Вместе с тем редко где ИТ-руководитель такой компании имеет статус Chief Officer — вице-президента или заместителя генерального директора по ИТ. При каких условиях его реальный статус мож
Дмитрий Бацюро, директор по ИТ группы компаний «Атлантик»:
Во многих российских компаниях до сих пор ИТ-служба и ее «хозяйство» рассматриваются лишь как обслуживающее подразделение, чей руководитель не ассоциируется с лицом, участвующим в выработке и принятии стратегических решений. Происходит это из-за нашей общей низкой бизнес-культуры, а также из-за того, что далеко не все ИТ-руководители имеют подготовку, которая позволяла бы им эффективно участвовать в стратегическом управлении бизнесом.
Ситуация в последние годы меняется, и особенно в компаниях с нематериальным продуктом в виде услуг (к которым относятся и транспортно-логистические). Руководители приходят к пониманию, что существенно повысить конкурентные качества своего продукта-услуги они смогут только благодаря грамотному применению ИТ. Все больше компаний ищут руководителей ИТ, способных предлагать бизнесу актуальные технологии, а не просто обеспечивать техподдержку. ИТ-менеджерам, соответствующим этому требованию, вполне может быть делегирован набор полномочий CIO. Такие менеджеры должны сами прилагать усилия к тому, чтобы доносить до своего руководства идеи по использованию ИТ с указанием конкретной пользы для их компаний. Таким образом, повлиять на ситуацию могут и должны сами ИТ-руководители.
Георгий Нанеишвили, директор по продажам компании «ИТ-Box»:
Считаю, что роль ИТ-директора в современной российской организации крайне недооценена. У нас ИТ зачастую рассматривается как необходимое зло и «черная дыра». Многие руководители и владельцы бизнеса сами зачастую имеют техническое образование и в отношении ИТ-руководителя рассуждают так: «А зачем им столько платить? Будь у меня свободное время, я бы и сам во всем разобрался за пару минут!». Кроме того, руководство иногда предпочитает скрывать информацию даже от высокопоставленных сотрудников ИТ-отдела.
Ситуация меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы. На рынок выходят иностранные компании, да и в отечественные приходят люди с опытом работы за рубежом или в тех же иностранных компаниях, которые обосновались на российском рынке. Разумеется, приходят с пониманием того, что ИТ-служба может служить не центром затрат, а важнейшим подразделением, от которого зависит, выиграет ли компания «бой». Но, к сожалению, так происходит не везде. И пока отношение к ИТ-отделу не поменяется, наши компании будут проигрывать западным конкурентам.
Евгений Ломко, директор по маркетингу компании Axelot:
3PL-операторы не слишком часто меняют поклажедателей с их устоявшимися процессами, соответственно, жизненная необходимость в постановке задач на изменения в WMS-системе возникает сравнительно нечасто. До непрерывного мониторинга и оптимизации процессов с использованием WMS, а также активного развития системы и повышения качества услуг и конкурентоспособности «дозрели» далеко не все участники рынка, а произойдет это обязательно — с ростом конкуренции. Остальные информационные технологии 3PL-оператора могут ограничиваться несложной системой бухучета. Таким образом, роль сотрудника 3PL-оператора, отвечающего за ИТ, зачастую сводится к временной, проектной координации взаимодействия с поставщиком WMS и не дотягивает по значимости до вице-президентства. В случае оказания транспортных услуг (особенно мультимодальных и крупными операторами), вариативность и очевидная значимость ИТ может быть значительно выше в силу разнообразия требований клиентов, тарифной схемы и т. п., и, как следствие, необходимости постоянной модификации и развития информационной системы, поэтому значимость ИТ-специалиста вполне может отражаться и на его должности, и на оплате труда.
Константин Усаковский, руководитель отдела по работе со стратегическими рынками компании «АйТи»:
В целом я бы не согласился с мнением, что статус ИТ-руководителя в логистических компаниях низкий. Действительно, зависимость от ИТ в транспортных компаниях немного меньше, чем, скажем, в финансовых учреждениях, но от этого должность нисколько не теряет своей высокой значимости, ведь в современной логистической компании от ИТ зависит целый ряд (если не все) ключевых бизнес-процессов — от планирования и прогнозирования до оперативного контроля и аналитики. В связи с этим менеджмент компаний все глубже и глубже вовлекает ИТ-руководителей в принятие решений, касающихся общей стратегии компании и реализации ключевых задач, требующих высокого уровня ИТ-поддержки.
Андрей Федоров, генеральный директор компании Digital Design:
Позиция ИТ-директора в структуре компании является отражением роли ИТ в бизнесе. Другими словами, если использование современных ИТ является ключевым фактором успеха компании, ее высшее руководство начинает прислушиваться к мнению ИТ-директора. Вслед за этим растут требования к личности ИТ-директора, изменяется место должности в организационной структуре, в конце концов, другим становится и бонусный пакет. Общий тренд глобального бизнеса очевиден: независимо от отрасли роль ИТ в конкурентной борьбе возрастает. Сейчас транспорт и логистика в России по уровню конкуренции отстают, например, от банковского сектора, соответственно, разное положение занимают и ИТ-директора. Но статус ИТ-руководителя будет неизбежно расти, и наилучшим ускорителем этого процесса является демонополизация рынка транспортных услуг.
Андрей Разницын, помощник генерального директора по ИТ «Почтовой Экспедиционной Компании»:
В большинстве транспортных компаний на территории РФ не используются единые системы класса ERP или близкие к ним. Руководство таких компаний не видит «рационального зерна» в развитии собственной ИТ-службы или работе со сторонними ИТ-специалистами (то есть в ИТ-аутсорсинге). Этот фактор может препятствовать наращиванию собственной сети, предоставлению дополнительных сервисов и повышению качества обслуживания, тормозить увеличение грузооборота. Постановка работы учетной системы по принципу «работы на коленке» является решающей причиной, тормозящей развитие ИТ-инфраструктуры компании, ограничивающей возможности ИТ-службы, что, в свою очередь, сказывается на росте конкурентоспособности предприятия на рынке.
Михаил Корнаухов, генеральный директор компании «ИнтэлЛекс»:
Транспортные компании очень консервативны. Возраст человека, являющийся признаком наличия опыта, играет важную роль в определении статуса. Средний возраст ИТ-руководителя сейчас все-таки меньше, чем средний возраст остальной массы директоров, поэтому, несмотря на понимание важности и востребованности ИТ-составляющей, главный по ИТ действительно редко занимает уровень заместителя генерального директора. Ситуация изменится со временем сама, когда сменится поколение высшего руководства транспортно-логистических компаний.
Дмитрий Куняшев, координатор проектов направления «логистика» компании «Корус Консалтинг»:
Предприятия отрасли сегодня укрупняются, поэтому расширяется роль ИТ-служб и их руководителей и растет оказываемое ими влияние на результаты. Но такое положение наблюдается только в тех компаниях, где сам собственник либо понимает важность автоматизации и дает соответствующие полномочия ИТ-директору, либо отошел от операционного руководства и отдал компанию в управление грамотному наемному топ-менеджеру.
Есть и кадровая проблема. Люди, готовые нести ответственность за предлагаемые изменения, способные понимать как ИТ (то есть мыслить технически), так и стратегию бизнеса (мыслить категориями управления) — достаточно ценные кадры на рынке, их не так просто найти или вырастить, это еще одна из причин проблемного статуса ИТ-директора, свойственная всем отраслям. Помимо этого, умение обосновать финансирование ИТ не как затраты, а как инвестиции и продемонстрировать их окупаемость — это еще одна ступенька к позиции топ-менеджера для ИТ-директора компании.
Игорь Богомолов, менеджер по работе с ключевыми заказчиками компании Siemens IT Solutions and Services:
Чтобы повысить свой реальный статус, ИТ-руководитель должен стать частью бизнеса, превратить ИТ-службу из подразделения поддержки бизнеса, вечно страдающего от недостаточного финансирования, в центр инноваций, способный не только оптимальным образом выстроить бизнес-процессы внутри компании, но и создавать для компании реальную прибыль. Решение логистических задач весьма нетривиальное дело, учитывая географические, инфраструктурные, политические и прочие особенности нашей страны. Далеко не все ИТ-руководители знают, что и как надо делать в транспортно-логистической компании, и только считанные единицы действительно могут это сделать.