Корпоративный портал — это Web-интерфейс для доступа сотрудников к корпоративным данным и приложениям. Фактически он представляет собой видимую для персонала компании часть интранета.
Несмотря на все растущую популярность интранет-систем, их история уходит глубоко в истоки развития ИТ. Первые корпоративные порталы появились одновременно с развитием сетевых технологий. Они были достоянием крупных организаций, которые могли себе позволить дорогостоящую разработку собственной технологии, рассчитанной на специфические нужды.
Первоначальным назначением корпоративных порталов являлись функции внутреннего сайта организации: публикация новостей и других материалов, создание базы файлов и документов, форум для внутреннего общения.
С развитием рынка росла доступность и функциональность порталов, и сейчас они находятся на пороге массового принятия. В среднесрочной перспективе эти продукты должны стать предметом массового потребления. Наряду с офисными приложениями и системами защиты данных корпоративные порталы будут обязательным инструментом для обеспечения эффективной работы организации.
Интранет-системы превратились из неуклюжего дорогостоящего приложения с ограниченной функциональностью в гибкие комплексные коробочные решения, доступные даже для небольших компаний. Изменения затронули саму суть технологии: банальное централизованное хранилище данных с общим доступом эволюционировало в мощный инструмент для коллективной работы, интегрированных коммуникаций (в том числе видео-конференц-связи), управления знаниями, задачами, проектами.
Наконец, последней стадией эволюции порталов стала их роль в качестве инструмента интеграции корпоративных данных и приложений. Целью этой интеграции является предоставление пользователю единой точки доступа к информационной инфраструктуре организации. Таким образом, порталы стали универсальным интерфейсом для исполнения должностных обязанностей, покрывающим большинство потребностей широкого спектра компаний.
Технологии для построения портальных решений поддерживаются практически всеми крупными игроками ИТ-рынка. Широко распространены платформы Microsoft SharePoint Server, Oracle Application Server и IBM WebSphere Portal Server. Из отечественных решений наиболее известным является продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал».
Абстрагируясь от конкретных функций, можно сказать, что современные порталы обеспечивают бизнесу важнейшее преимущество: трансформацию традиционной вертикальной системы управления (босс — подчиненный) в горизонтальную (коллега — коллега). В России не всегда понимают смысл такой трансформации. На Западе же изменение систем управления персоналом идет полным ходом. Бизнес признает, что сотрудники являются главным активом, они обеспечивают генерацию и реализацию новых идей. При помощи спектра инструментов, применяемых в социальных сетях, появляется возможность высвободить энергию креативных сообществ, превратить отчужденного сотрудника в высокомотивированного члена коллектива, болеющего за развитие бизнеса не менее его владельца. Отношения «босс — подчиненный» не столь эффективны для создания новых продуктов и подходов к их продвижению. Вместе с тем именно они являются залогом успешной конкурентной борьбы и расширения рыночного присутствия. Организации с горизонтальным управлением гораздо успешнее справляются с этими задачами.
Ярким примером использования технологий корпоративных порталов для трансформации корпоративной культуры является проект, осуществленный белорусским офисом компании «МТС». В центральном офисе компании в Минске занято 1200 сотрудников. Там же находится и контакт-центр, операторы которого должны найти точную информацию в течение нескольких секунд и предоставить ее, не отходя от установленного стандарта. Сетевые папки, в которых хранились описания абонентских услуг и информация по маркетинговым акциям, играли роль обычного склада, а компании требовалось активное, «живое» пространство.
Руководство МТС стремится, чтобы каждый сотрудник, работающий под ее брендом, являлся носителем корпоративной культуры. Очевидно, что гораздо эффективнее строить и поддерживать ее в общем, предназначенном для этого пространстве.
В результате внедрения платформы «1С-Битрикс: Корпоративный портал» в МТС появилась единая база знаний. Она позволила не только более оперативно и качественно предоставлять информацию абонентам. Гораздо важнее то, что компании удалось создать объединяющий сотрудников разных филиалов источник корпоративной информации, стимулирующий активное общение, обмен знаниями и опытом.