Светлана Царегородцева, руководитель центра автоматизации и сопровождения ЖКХ компании «1С: ВДГБ»:
В условиях реформы ЖКХ самым мощным стимулом к внедрению ИТ является ужесточение требований органов государственной власти к предоставлению отчетности предприятиями ЖКХ. Проведение реформы, в том числе повышение энергоэффективности, невозможно без автоматизации бизнес-процессов предприятий ЖКХ. Только современные ИТ предоставляют руководителю оперативную информацию, повышают прозрачность его работы и обеспечивают соответствие функционирования предприятия ЖКХ действующим нормативно-правовым актам РФ.
Татьяна Лисина, ведущий аналитик компании CustIS:
Стимулом может стать потребность навести порядок во взаиморасчетах с потребителями услуг ЖКХ. Если работа абонентских отделов вызывает постоянные нарекания граждан, управляющие компании не спешат с перечислением оплаты, процент сбора с населения падает, а кассовый разрыв растет, если бухгалтерия не успевает готовить документы для исковой работы — автоматизация необходима. Кто заинтересован в ней больше всего? Конечно, сбытовые подразделения поставщиков основных ресурсов (воды, тепла, газа и т. п.), которые теряют свои доходы. А у муниципальных властей появятся независимые данные о состоянии муниципальной инфраструктуры. Оптимальные бизнес-схемы для автоматизации взаиморасчетов на базе специализированных биллинговых компаний уже опробованы в ряде городов. Расходы поставщиков на оплату услуг расчетного центра с лихвой компенсируются повышением сборов и сокращением затрат на содержание собственной абонентской службы.
Алексей Толчинский, директор по работе с органами управления компании «Оптима»:
В сферу ЖКХ все больше приходит частный бизнес. Как только владелец приобретенной управляющей компании начинает оценивать эффективность ее работы, он сразу же видит огромные потери в материалах, трудозатратах, ГСМ и т. д. Неудовлетворенность собственников жилья невыполнением аварийных заявок или необоснованное завышение цен часто выливаются для него в огромные юридические издержки. Все это — стимул для внедрения комплексного ИТ-решения, позволяющего обеспечить мониторинг жилищного фонда, организацию аварийно-диспетчерской службы и центра обслуживания клиентов, регистрацию обращений граждан, подомовый учет работ и формирование персонифицированного тарифа.
Сергей Гореленков, управляющий директор компании Datastream Solutions CIS:
Для отрасли ЖКХ сегодня характерно не только отсутствие конкуренции, но и нежелание руководителей что-либо менять в своей работе. В таких условиях автоматизация и, как следствие, реальная оптимизация и повышение прозрачности процессов сектора ЖКХ будут актуальны очень не скоро.
Александр Копылов, директор компании «Стек»:
Сами структуры ЖКХ нерыночные по своей сути, следовательно, экономить деньги их руководителям неинтересно. Появление частных структур в ЖКХ не изменило тарифных взаимоотношений, бизнес управляющих компаний по-прежнему убыточен. Выживают и даже хорошо живут только монополисты и поставщики услуг. Надо срочно освободить ЖКХ от социальных функций (пусть госструктуры свои проблемы с мерами соцподдержки населения решают сами и за свой счет). Также надо законодательно определить порядок потоков информации (в том числе персональных данных) между заинтересованными структурами.
Олег Лысов, директор департамента решений Microsoft компании GMCS:
Приход новых собственников, стремящихся к скорейшему возврату инвестиций и получению прибыли, требует от менеджмента предприятий ЖКХ улучшения технико-экономических показателей, что ведет к расширению сфер использования ИТ, способных обеспечивать снижение операционных издержек, положительно влиять на экономические показатели и контролировать исполнение договорных обязательств. Необходимость прямого выхода на конечного потребителя требует развивать информационные сервисы, внедрять новые технические и программные средства, позволяющие эффективно коммуницировать с потребителями и оперативно производить расчеты по комплексным договорам поставки. Стремление предприятий ЖКХ упрочить позиции на профильных рынках, а также конкурировать за предоставление новых видов услуг — еще один стимул развития ИТ на предприятиях ЖКХ. Динамика изменения законодательной базы — не менее важный стимул для предприятий ЖКХ.