Функционал WMS, предполагающий использование адресного ячеечного хранения и инструментов автоматической идентификации хранимых запасов и грузов, сегодня является стандартом де-факто в области ИТ-поддержки складского хозяйства. Различия в реализации складс
Большое число отечественных компаний, особенно в сегменте среднего и малого бизнеса, продолжает использовать склады с незначительной долей автоматизации по очень простой причине: эффект от внедрения современной WMS проявится только в том случае, если склад будет обладать адекватной ее функционалу структурой. На практике для этого нужно построить новый склад или капитально отремонтировать старый.
Те, кто сумели это сделать, получают фундаментальное конкурентное преимущество и свободу выбирать способ организации складских процессов, например, в определении того, кто именно будет заниматься выполнением сформированного WMS-задания. Подобные решения остаются за руководством склада и определяются спецификой бизнеса, который данный склад обслуживает, или требованиями клиентов, если речь идет о складах ответственного хранения.
Кроме того, WMS, как правило, не охватывают складские процессы, не связанные с приемкой, размещением, хранением, подбором и отгрузкой товара.
Склад ответственного хранения
Производственно-складской комплекс «Логопарк Тверь» категории «А» был создан компанией «Логопартс» (входит в группу компаний «КСА») совместно с управляющей компанией «Трансфингруп». Он расположен на трассе Москва – Санкт-Петербург в 140 км от МКАД и в 3 км от Твери. В 2008 году сдана первая очередь комплекса (около 11 тыс. кв. м, сейчас идет строительство второй очереди площадью около 18 тыс. кв. м, которая должна быть сдана в эксплуатацию в январе 2011 года. В проекте третья очередь — более 20 тыс. кв. м. На сегодня склад имеет пять уровней хранения. Есть несколько рядов для негабаритного груза.
В августе 2009 года силами компании R-ID была запущена в промышленную эксплуатацию WMS Bliss Suite. По словам Анатолия Зубко, заместителя генерального директора компании по общим вопросам, существенным аргументом в пользу внедрения этой системы была возможность ее дальнейшей поддержки и развития ИТ-специалистами заказчика. Развитие функционала осуществляется в соответствии с пожеланиями клиентов. Возможности системы позволяют формировать заявки на ее развитие от клиентов непосредственно в ней самой.
Часть площади терминала сдана американскому контрактному производителю электроники Jabil Circuit под сборку телевизоров Sony, другая часть отведена под склад ответственного хранения. Двумя его крупнейшими клиентами являются дистрибьютор автомобильных запасных частей и дистрибьютор негорючих строительных материалов. Имеются и другие клиенты.
Заказы от клиентов на поставку или отгрузку товаров приходят в компанию исключительно в электронном виде. Программисты «Логопарк Тверь» помогают каждому клиенту сформировать шаблон заявки и обеспечивают канал ее доставки.
Наибольшую нагрузку на склад дает сборочное производство. Этим во многом определяется и функционал WMS, которая интегрирована с производственной информационной системой Jabil Circuit с целью получения объективных данных о динамике складских остатков. Этой компании «Логопарк Тверь» оказывает складские услуги полного цикла. Для Jabil Circuit важна скорость реакции склада, поскольку запасы на производстве минимальны и носят аварийный характер. От нее в электронном виде с интервалом в несколько минут поступают запросы на отгрузку. В течение 20 минут каждый запрос должен быть удовлетворен.
Поскольку все узлы сборки малогабаритные, то отдельный заказ обычно умещается на одной палете. Через некоторое время частично опустошенная палета возвращается на склад. Количество отобранных узлов фиксируется производственной системой сборщика и передается в WMS. Система распространяет задания на отгрузку на терминалы сбора данных складских работников. Одно задание поступает на все терминалы сразу. Когда какой-либо из кладовщиков подтверждает, что взялся за обработку данного задания, это становится известно остальным, и на период выполнения задания на его терминал другие задания не направляются. Другие кладовщики могут присоединиться к выполнению этого задания. Если одновременно поступают заказы от нескольких клиентов, очередность определяется руководителем.
Для дистрибьютора стройматериалов осуществляется только хранение (прием, размещение и отгрузка) товаров, приходящих на палетах. Для дистрибьютора автозапчастей, как правило, выполняется обработка товара: расфасовка, упаковка, переупаковка. В системе только фиксируется количество отобранного товара. Также осуществляется стикеровка, например, наклеиваются маркеры со штриховым кодом.
Региональная торговая сеть
Группа компаний «Посольский дом» входит в десятку крупнейших компаний Тульской области. Она была основана в 1994 году, и в настоящее время в ней работают 3,5 тыс. человек. В состав группы входят сеть супермаркетов «Семейная Копилка», дистрибьюторская компания, сеть развлекательных центров и ресторанов, а также радиостанции. В настоящее время магазины компании имеют площадь от 500 до 1500 кв. м, в среднем около 1000 кв. м.
До открытия единого распределительного центра компания имела несколько региональных неавтоматизированных складов для снабжения магазинов, прием товаров в которых также частично осуществлялся напрямую от поставщиков. Таким образом, существовало много входящих потоков товаров, которые было трудно контролировать.
Стратегия развития розничной компании предполагала значительный рост розничного бизнеса. По словам Максима Косолобова, руководителя проектов ГК «Посольский Дом», в 2007 году было принято решение построить распределительный центр и развернуть в нем информационную систему.
В настоящее время подавляющее большинство поставок в магазины осуществляются из единого распределительного. Косолобов отмечает, что такая структура снабжения позволяет компании наиболее рентабельно управлять входящим потоком товаров.
Для управления процессом снабжения в компании создана служба логистики. Ее сотрудники работают непосредственно с поставщиками. Эта служба контролирует все логистические операции по отгрузке, доставке и возврату товара. Руководство магазинов формирует заказы на пополнение товарных запасов, исходя из своих представлений о величине и динамике спроса, и в электронном виде направляет его в WMS компании. Однако прежде чем начнется реализация заказа, его анализируют сотрудники службы логистики, чтобы устранить всевозможные ошибки.
В конце 2007 года перед запуском в эксплуатацию распределительного центра с помощью консультантов компании Red Tree была внедрена WMS SCExpert компании Made4Net. На настоящий момент Red Tree осуществляет поддержку и развитие WMS на условиях аутсорсинга. Развитие системы и реинжиниринг процессов совместно осуществляют группы специалистов компании и подразделений техподдержки.
Все процессы распределительного центра документированы, описания получены рабочей группой в ходе реализации проекта внедрения. Все изменения процессов немедленно отражаются в соответствующих документах. За актуальность описаний отвечает подразделение организационного развития. Описания выполнены средствами ARIS Toolset, основные процессы также имеют текстовые спецификации.
Для ИТ-поддержки деятельности магазинов, в частности анализа товарных остатков и автоматизации формирования заказов, было установлено решение компании «Астор» на платформе «1С:Предприятие 8», существенно модернизированное специалистами заказчика. Информационные системы в магазинах связаны через шлюзы с WMS распределительного центра. Интеграцией систем в магазинах с WMS занимаются собственные ИТ-специалисты компании.
Распределительный центр имеет площадь 4 тыс. кв. м. Здесь организовано пятиярусное хранение. Верхние три яруса отданы под зоны хранения, нижние два яруса образуют зону отбора. На нижнем ярусе размещаются крупные тяжелые грузы, второй ярус с менее габаритными ячейками используется для более мелкого и легкого товара. Для сканирования используются беспроводные терминалы сбора данных Motorola.
Хранение в распредцентре полностью адресное. Когда поставщик привозит товар, кладовщики с использованием терминалов осуществляют приемку товара. Задание на размещение подается системой прямо на терминалы штабелеров. Таким образом, технология управления складом является полностью безбумажной. После приемки товары размещаются на поддонах, к ним подъезжают штабелеры, сканируют штрихкоды, и система определяет, в какие ячейки товар следует разместить.
Система рассчитывает оптимальный маршрут перемещения наборщика. Забор товара из ячейки подтверждается сканированием штрихкода коробки. Заказ объединяется на поддоне и маркируется этикеткой со штрихкодом, который в системе идентифицирует конкретный заказ. Далее он грузится в машину, которая опечатывается и доставляет заказ в магазин. Принимающий сотрудник сканирует штрихкод накладной, и в систему автоматически поступают данные о том, что и когда прибыло.