К большому сожалению, анализ данных, судя по всему, не входит в верхнюю часть списка приоритетов ИТ-руководителей. Об этом говорит экспресс-анализ содержания дискуссий разнообразных социальных сетей, в которых присутствуют эти специалисты. Если, например, мы пробежимся по диалогам (порой очень горячим) сообщества «CIO, IT-директор, ИТ-руководитель, ИТ-менеджер» площадки «Профессионалы.ру», то обнаружим, что обсуждения этой темы, если и встречаются, то имеют в основном отвлеченный характер.
Правда, вопросы, связанные с получением, хранением и передачей данных, встречаются несравненно чаще, поскольку эти аспекты деятельности ИТ-подразделений являются основой для решения более понятной бизнесу задачи формирования отчетности. Именно здесь очень большую роль играют актуальность данных и отсутствие в них ошибок. Неверные или устаревшие данные необратимо исказят отчеты. Это обстоятельство является причиной растущих вложений в развитие баз данных и систем ERP, CRM и т. д., которые используют эти базы для формирования различных отчетов.
Анализ данных, в отличие от отчетности, позволяет обнаружить скрытые закономерности, тенденции и связи между данными различной природы. Технологической базой этого вида деятельности можно отчасти считать OLAP, однако на практике обработка данных здесь ограничивается построением графических конструкций и небольших таблиц.
Хотя именно анализ данных является реальным источником развития бизнеса, мы наблюдаем отсутствие массового интереса к этим вопросам у руководителей информационных служб. Причин много. В значительной степени они связаны с самоограничением сферы своей ответственности, которую можно наблюдать у многих ИТ-директоров. Нет даже сугубо профессиональных дискуссий о выборе инструментария, наиболее адекватного задачам бизнеса.
Распространенным аргументом является утверждение об отсутствии данных. На самом деле во многих случаях отсутствие данных — просто миф. Возьмите розничную торговлю: девушка на кассе, размахивающая сканером штрихкодов, ежеминутно генерирует множество интересных данных, например о структуре покупательской корзины в разное время суток. Надо только уметь этими данными воспользоваться. И вот тут возникает уже действительно серьезная проблема — отсутствие компетентных кадров, которые смогли бы грамотно поставить задачу и, самое главное, обосновать ее рентабельность, хотя бы в долгосрочной перспективе. Беда, конечно, и в том, что отечественное бизнес-руководство не всегда с пониманием относится к этой самой «долгосрочной перспективе».
Отсутствие стратегического мышления — не только наша проблема. Кто знает, какова была бы судьба человечества, если бы банкир-миллиардер Джон Морган не прекратил финансирование Николы Теслы, узнав, что того не интересуют сиюминутные проблемы электрического освещения.
Вендоры информационных систем неустанно выводят на рынок инструментарий, позволяющий решать самые разные аналитические задачи. В июле корпорация Oracle представила Oracle Business Intelligence 11g — новую, по утверждению компании, «фундаментальную версию платформы для бизнес-анализа». Аналитика, встроенная в бизнес-процессы, и интеграция данных из разных источников компании действительно могут быть очень полезны. Но не следует забывать, что такому инструменту нужны хорошие руки. Как отметил Том Дэвенпорт на прошедшей недавно в Берлине международной конференции компании SAS, в мировой практике отлично поставлено преподавание различных видов аналитики (в маркетинге, финансах и т. д.), но практически нигде не учат, каким образом можно связать между собой результаты, которые могут быть получены. Поиск или подготовка таких специалистов должны предшествовать приобретению сложного аналитического инструментария, поскольку в противном случае он превратится в дорогую игрушку, не приносящую ожидаемой пользы.