Эксперты Российской экономической школы и компании PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий провели исследование «Инновационная активность
Согласно данным исследования, большинство (83%) опрошенных считают, что к 2020 году российская экономика станет более инновационной. Что должно произойти в стране, чтобы эти ожидания оправдались?
Конечно, «против» инновационного развития России играют очень серьезные факторы, прежде всего сырьевое богатство страны. Но мы настолько отстаем сегодня от мировых лидеров по уровню производительности труда, энергоэффективности и т. д., что в среднесрочной перспективе альтернативы инновационной экономике у нас нет. Отчасти об этом, видимо, говорили и наши респонденты: если экономика России не станет более инновационной, то не будет никакой экономики и даже, может быть, — никакой России.
Важно также определиться с понятиями. Инновации могут быть как глобальными, так и локальными или даже ограниченными масштабом одной фирмы. Иными словами, инновации — это в том числе и заимствование. Именно такая инновационность нам и нужна в ближайшие годы.
Каким инновациям российские компании отдают предпочтение?
Результаты опроса показали, что в России активнее всего внедряют инновации именно крупнейшие компании, особенно иностранные и те российские, что работают на международных рынках. Более трети (39%) респондентов заявили, что их компании в 2008–2010 годы начали производить новые продукты, никогда ими ранее не выпускавшиеся. Вдвое чаще инновации связаны с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов (такие ответы дали 73 и 66% респондентов соответственно). Доля респондентов, внедривших инновационные, новые для мирового рынка, продукты, составила 14%, технологии — 17%, процессы — 18%. В два раза больше респондентов признают, что внедренные ими продукты, технологии и бизнес-процессы были новыми только для их компаний (26, 27 и 35% от всего числа компаний, внедрявших инновации соответствующего типа), а не для глобального или даже российского рынка. То есть в значительной степени инновационный процесс в России — это именно адаптация уже существующих инноваций.
Ничего неожиданного в этом нет: для развивающихся стран, где производительность остается относительно низкой, особенно важны заимствование и адаптация как основа для быстрого роста эффективности. Лишь догнав по уровню производительности ведущие мировые державы, страны переходят к инновациям в глобальном масштабе.
Очень важна и ориентация на международные рынки. Исследование показало, что из крупнейших российских частных компаний самые инновационно активные — это те, что уже вышли за пределы национального рынка. Из числа частных компаний доля вводивших в 2008–2010 годах новые продукты была в четыре раза выше, чем среди компаний с государственным участием и госкомпаний.
Какие факторы мешают инновационной активности в России?
Больше всего компании жаловались на «сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов» и «избыточную бюрократизированность». Следом по важности идут такие факторы, как «отсутствие процедуры оценки риска и возврата инвестиций», «недостаточная защищенность интеллектуальной собственности» и «сложности экспортно-таможенного контроля».
Для компаний разных типов наиболее значимы разные барьеры. К примеру, сложность привлечения финансирования оказалась существенным препятствующим фактором для компаний, имеющих опыт внедрения глобально инновационных продуктов, а проблема избыточной бюрократизированности в одинаковой степени волнует все компании. Отсутствие культуры инноваций в большей степени волнует предприятия, внедрявшие в последние годы инновационные бизнес-процессы.
Жалуются компании и на нехватку кадров. Оказалось, что нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность, и управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, менее важна для российских компаний, работающих в России, чем для международных, а также российских компаний, имеющих выход на международный рынок. Кстати, отечественные компании, работающие только на российском рынке, в наименьшей степени обеспокоены нехваткой в стране идей и специалистов, способных их разрабатывать. Возможно, это отражает мнение, что «мозги в России есть».