По данным недавнего исследования, проведенного Ernst & Young, большинство компаний в разных странах работают теперь в условиях падения спроса на 20–50%. Четыре из десяти компаний ответили, что, по их оценке, их бизнес не вернется к условиям, существовавшим до экономического кризиса.
Рост рынков, по прогнозам Ernst & Young, будет неравномерным. Участники рынков ожидают ужесточения регулирования. Повышенная осторожность заставит компании концентрировать усилия на инновационных продуктах и процессах, а не на вопросах финансирования. Определяющими факторами для будущего успеха становятся быстрота реакции на новые возможности и новые угрозы, а также необходимая в этой связи гибкость операций.
Компаниям, считают аналитики Ernst & Young, необходимо в новых условиях действовать более эффективно, сосредоточивая усилия на профильных видах деятельности, удовлетворении запросов клиентов, совершенствовать цепочки поставок, чтобы сократить время продвижения товаров к рынку. Необходимо также использовать более новаторские подходы и уметь быстрее приспосабливаться к новой ситуации, оптимизировать маркетинговые методы и стратегии, расширять ассортимент товаров и услуг для привлечения новых потребителей.
Также отмечается, что многие компании уже начали пересматривать свои бизнес-модели и планируют изменить методы ведения операций и оценки результатов деятельности. Участники исследования отметили, что в их компаниях понадобятся значительные изменения, затрагивающие все бизнес-подразделения: почти 75% участников считают, что потребуется умеренное количество изменений, по мнению 40% участников, эти изменения будут обширными.
Перечисленные тенденции свидетельствуют, на мой взгляд, о том, что потребности бизнеса в ИТ не станут меньше, однако сместятся в сторону освоения предприятиями инновационных методов деятельности и поддержки изменений на различных уровнях: общей стратегии и бизнес-модели, модели операций, структуры бизнес-процессов, отдельных областей деятельности (маркетинг, взаимодействие с клиентами, логистика и пр.), функциональной структуры, бизнес-архитектуры и т. д. Большое значение будут иметь обеспечение гибкости бизнеса, его быстрая адаптация к меняющимся условиям. Еще одним ключевым направлением развития корпоративных ИТ станут создание и быстрый вывод на рынок новых продуктов и услуг, в первую очередь тех, что будут основаны на инновационных идеях и технологиях.
Затронут ли эти тенденции российский рынок? Непременно. Нефть и другие энергоносители не будут дорожать так быстро, как раньше, к тому же развитые страны усиленно ищут им замену, следовательно, жить, уповая на нефтедоллары, уже не получится. Кроме того, Россия все активнее встраивается в глобальную экономику, отечественные компании неизбежно будут чувствовать давление со стороны западных конкурентов как на внешних рынках, так и на внутреннем, поэтому, чтобы выжить, им придется меняться. В том числе с помощью ИТ.