Выступая в Уфе на заседании правительственной комиссии по вопросу «О развитии информационных технологий в субъектах РФ», председатель правительства Владимир Путин подчеркнул, что уже в ближайшие годы необходимо полностью отстроить систему предоставления г
Информатизация объявлена приоритетным направлением современного развития страны. Успех проекта «Электронное правительство» зависит, по мнению Владимира Путина, от согласованных действий на всех уровнях власти: «Только так можно выстроить по-настоящему интегрированную систему, адекватную запросам современной экономики, общества, ответить на ожидания граждан».
В декабре 2009 года правительство утвердило перечень основных услуг, которые регионы и муниципалитеты должны перевести в электронный формат, и был запущен единый портал госуслуг. Только за несколько часов работы единого портала к нему обратилось более миллиона человек. По данным Минкомсвязи, в 2009 году численность пользователей Интернета почти на 31,5 % превысила данные соответствующего периода 2008 года.
На смену программе «Электронная Россия» идет представленная 16 апреля 2010 года новая программа — «Информационное общество», рассчитанная на 2011–2018 годы, которая охватит все направления ИКТ.
Образованная специальная правительственная комиссия, займется всем комплексом вопросов по продвижению ИТ в практику работы государственных и муниципальных органов власти.
Роль и проблемы муниципалитетов
По мнению экспертов, для современной ситуации характерны сильные межрегиональные диспропорции в уровнях информатизации: в регионах развивается меньше половины направлений информатизации, установленных в решениях федерального уровня. Лучше других идут дела с электронным правительством и внедрением ИТ в социальной защите. Идет лоскутная информатизация. На региональном уровне негативно сказываются межведомственные барьеры — каждая управленческая подсистема стремится создавать свои собственные базы данных.
В особо бедственном состоянии находится муниципальный уровень. Хотя именно на местное самоуправление ложится практическое решение основного спектра задач, связанных с построением отношений власти и общества. Но руководство регионов и муниципалитетов не всегда понимает необходимость создания своих электронных представительств, так как обладает значительно меньшими, чем федеральные власти, финансовыми ресурсами для реализации подобных проектов.
Сообщество ИТ-профессионалов в государственном управлении Regionalochka.ru запустило механизм обмена опытом по региональной информатизации. Социальная сеть так понравилась подмосковным чиновникам, что они открыли ее аналог «Муниципалочка», объединившую муниципальные образования Московской области.
Единый центр электронного правительства Московской области включает серверную инфраструктуру, оборудование поддержки каналов связи, а также ситуационный центр. Это оборудование станет основой для создания электронного правительства области и оказания госуслуг. Все системы ведомств Московской области сведены в единый портал правительства Московской области, услуги которого, в свою очередь, интегрированы в федеральный портал госуслуг.
Электронные карты
Информатизация органов местного самоуправления идет по нескольким направлениям.
Все большее количество регионов переходят на использование социальных карт как ключа к государственным и муниципальным услугам. Во многих субъектах РФ уже есть успешный опыт их внедрения и применения: в Красноярском крае, Томской, Вологодской и Костромской областях. В Красноярском крае граждане используют уже около 200 тыс. карт, в Башкортостане их выдано более 150 тыс. В этом году Екатеринбург присоединился к ряду городов, в которых электронные карты используются повсеместно (Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Казань и др.).
Общение
Еще одно направление автоматизации органов самоуправления — создание сайта и блога руководителя администрации. После вступления в силу с 1 января 2010 года Федерального закона N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», многие муниципалитеты стали более активно использовать в повседневной работе свои официальные сайты. Электронная приемная главы города позволяет собирать информацию «снизу», обрабатывать и хранить ее, способствуя оперативному принятию соответствующих административных решений. Это бесплатное средство для обсуждения проблем. Основной недостаток — нехватка у руководителя времени на ведение блога и сайта, а без личного участия руководителя теряется главное преимущество этого инструмента общения.
С 2008 года в рамках создания «Базового сегмента Единой информационной системы поддержки деятельности Администрации города Омска» создавался портал, где публикуется исчерпывающая информация о деятельности администрации города. Предусмотрен и интерактивный сервис, позволяющий задать вопросы мэру города или записаться к нему на прием без традиционной бумажной волокиты. Для того чтобы сообщения граждан оперативно попадали на стол мэра, проведена интеграция портала с системой электронного документооборота администрации Омска. Для граждан, заинтересованных в получении муниципальных услуг, предусмотрен специальный раздел, содержащий описание предоставляемых муниципальных услуг, процессов их получения. Подробная модель описания муниципальных услуг помогает быстро найти нужную услугу, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения, скачать электронные формы этих документов, а также узнать расписание работы нужной организации.
Компания «УСП КомпьюЛинк» совместно с Управлением информационно-аналитического обеспечения при Министерстве экономики Республики Дагестан завершила автоматизацию работы органов государственной власти республики в городах Махачкала и Буйнакск. Портальное решение, созданное интегратором, призвано стать единой «точкой» контакта населения и организаций с органами исполнительной власти. Единый справочник государственных услуг в социальной сфере и список органов, их предоставляющих, доступен на портале, и жители всего Дагестана в онлайн-режиме могут получить консультацию по вопросам социальной защиты, а жители Махачкалы и Буйнакска — подать электронную заявку и оформить получение субсидий, пособий на ребенка, материальной и иной помощи, направить заявление в ЗАГС на выдачу документов и получить их по факту готовности.
Управление документами
Первый этап проекта «Электронное правительство Республики Башкортостан. Первая очередь» был завершен компанией «Ситроникс». Его результатом стало создание первой в России полноценной системы юридически значимого межведомственного документооборота на уровне субъекта Федерации. В ходе проекта впервые автоматизированы две государственные услуги пятого уровня, наиболее высокого уровня сложности (когда госуслуга предоставляется гражданам полностью в электронном виде), — предоставление субсидий участникам Республиканской программы государственной поддержки молодых семей и осуществление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья. АРМы предоставления госуслуг установлены в муниципалитетах 14 районов Башкортостана.
В Самарской области работы по внедрению автоматизированной информационной системы документооборота и делопроизводства (АИС ДД), созданной на основе системы электронного документооборота CompanyMedia компании «ИнтерТраст», начались еще в 2003 году. В 2004 году в системе работали 122 сотрудника, в 2007-м их количество превысило 500 человек. Несмотря на кризис, система развивалась, и к декабрю 2009 года к ней были подключены рабочие места большинства руководителей и исполнителей 24 ведомств правительства Самарской области — 850 пользователей.
Государственная Дума Ставропольского края начала проект автоматизации документооборота на базе решений «Дело» и «Архивное дело» компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС). Проект ведет компания «Бизнес ИТ», дистрибьютор ЭОС в Ставропольском крае. В Ставропольском крае решения ЭОС выбрали Арбитражный суд края, Министерство труда и социальной защиты населения, администрация Ставрополя, «Ставропольпромстройбанк» и др. Решения компании «ЭОС» приобрели и архивы Республики Башкортостан: Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан, Центральный государственный исторический архив и Управление по делам архивов при Правительстве Республики.
Собственными силами и средствами ГУП Ростовской области ИВЦ ЖКХ завершен пилотный проект по внедрению системы оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункционального центра обслуживания населения Первомайского района Ростова-на-Дону. В качестве системы управления взаимодействием с клиентами была выбрана Microsoft Dynamics CRM 4.0, для реализации электронного документооборота — DocsVision 4.1. Ведомства-участники проекта делегировали МФЦ оказание широкого перечня услуг, а интеграция внедренной ИТ-инфраструктуры с собственными учетными системами ведомств обеспечила удаленное обращение из МФЦ к различным базам данных. Все обращения клиентов в МФЦ регистрируются при помощи Microsoft Dynamics CRM 4.0, здесь же реализована электронная очередь и база знаний. Все клиентские запросы обрабатываются системой управления бизнес-процессами DocsVision. Копии документов клиента в отсканированном виде с применением электронной подписи прицепляются к карточке документа и передаются соответствующему ответственному сотруднику на отработку.
Безопасный город
Государственная программа «Безопасный город» направлена на поддержание общественного порядка в российских городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек и реализуется с помощью одноименного аппаратно-программного комплекса. Первые системы были развернуты в 2006 году, и они уже доказали свою эффективность.
С конца 2009 года в Магнитогорске стартовал проект по внедрению комплекса фиксации правонарушений в общественных местах. Подрядчиком выбрана компания «Астра Системные Технологии» (ГК Verysell). Среди главных задач проекта — контроль за оперативной обстановкой при проведении массовых мероприятий в городе и оперативное отслеживание происшествий. Аналогичная программа реализуется и в Челябинске, который является одним из крупнейших и наиболее сложных транспортных узлов РФ. Программа «Безопасный город» призвана обеспечить постоянный контроль огромных дорожно-транспортных активов города, снизить количество преступлений и ДТП, повысить эффективность оперативно-служебной деятельности органов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. На сегодняшний день специалисты «Астра Системные Технологии» развернули в Челябинске городскую сеть видеонаблюдения, охватывающую 22 поста милиции, 7 постов ГИБДД и 15 школ города.
Перспективы
В ближайшее время, по мнению аналитиков, возникнет необходимость в строительстве центров обработки данных. Сейчас в технико-внедренческой зоне Зеленограда уже идет процесс строительства крупнейшего в России центра в соответствии с соглашением, заключенным с компанией Cisco. Ориентировочно этот ЦОД будет введен в строй в августе 2011 года и будет обеспечивать программу «Электронная Москва».
Преимущества смогут получить регионы, строящие информационные системы на основе BI-технологии со встроенной ГИС. Эксперты также полагают, что при решении проблем обмена данными следует ориентироваться на международный открытый стандарт SDMX, одобренный ООН для стандартизации данных по странам мира.
В 2007 году правительством Иркутской области реализован ряд проектов по административной реформе. Итогом проекта «Создание многофункциональных центров предоставления услуг, предусматривающих межуровневое и межведомственное взаимодействие по блоку государственных и муниципальных услуг, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество» стало открытие в городе Шелехове областного государственного учреждения «Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг».
Центр является некоммерческой организацией, реализующей принцип «одного окна». «Центр обеспечивает исполнение и предоставление услуг в сферах социальной поддержки населения, государственного кадастрового учета объектов недвижимости, защиты прав потребителей и благополучия человека, оформления объектов недвижимости, регистрационного учета граждан, вопросов получения архивных данных и др.», — рассказывает Галина Сидорова, директор ОГУ МФЦ.
Доступность услуг обеспечивается и через интернет-портал центра, с помощью которого граждане смогут зарегистрироваться в электронной очереди. Система позволяет заявителю точно определить свое время ожидания, не беспокоиться о движении очереди, исключает возможность получения услуги вне установленной электронной очереди.
Для приема и обработки документов сотрудниками многофункционального центра используется система электронного документооборота «Дело», работы по внедрению которой выполняло информационное агентство «Референт», официальный дистрибьютор компании «ЭОС» в Иркутской области. В ходе проекта были проанализированы существующие административные регламенты по оказанию государственных и муниципальных услуг, разработаны шаблоны документов электронного документооборота, сформированы справочники системы «Дело», разработаны и внедрены 43 регламента электронного документооборота.
В дальнейшем планируется полноценная реализация защищенного электронного документооборота с использованием ЭЦП между различными организациями и дистанционного приема документов для получения определенных услуг.
Магнитогорск является одним из самых крупных в РФ промышленных центров. Для обеспечения качественной работы администрации города, в котором проживают около полумиллиона человек, потребовалось оптимизировать кадровый учет и расчет заработной платы.
Функционал, позволяющий реализовать все необходимые процессы, был в системе «БОСС-Кадровик», внедрение которой помодульно осуществляла компания «Софтинком». Однако изначально в программном средстве присутствовали настройки для учета государственных служащих, которые пришлось адаптировать к учету муниципальных служащих из-за имеющихся различий (в соответствии с российским законодательством).
Администрация города ежегодно выплачивает премию губернатора большому числу работников муниципальной сферы города (около 22 тыс. человек). «Начисление премии и перечисление ее в банки с помощью системы “БОСС-Кадровик” было реализовано силами собственных специалистов. Сегодня с помощью функционала этой системы мы планируем привлекать и мотивировать самые перспективные кадры», — поясняет результаты проекта Галина Зуева, начальник отдела программного обеспечения и обслуживания баз данных администрации Магнитогорска.