Вероятно, причина подобного решения — не в недовольстве акционеров и топ-менеджеров работой ИТ-службы, а в изменении их потребностей и другом видении роли информационных технологий и ИТ-службы. Розница — это отрасль, которая очень сильно зависит от ИТ. И здесь активно используются информационные технологии, чтобы повысить эффективность бизнеса и снизить риски. Вместе с тем бизнес относится к ИТ весьма придирчиво, не доверяя обещаниям и лозунгам представителей мира ИТ. Бизнес не верит в чудеса и не воспринимает ИТ как «волшебную палочку». Ключевой аргумент для него — реальная польза, полученная в своих структурах, бизнес-проектах, на собственных объектах.
Бизнесу нужны не сами ИТ, а конкретные результаты: эффективные бизнес-единицы, растущие продажи, снижающиеся затраты, новые востребованные клиентами продукты и услуги. А уж каким способом всего этого удается достигать: с помощью ИТ или без их использования — уверен, для бизнеса совершенно не принципиально. Главное — получить хороший результат за разумные деньги и в приемлемые сроки. И в этом плане предлагаемые ИТ-службой новые проекты внутри компании будут отчасти конкурировать, отчасти кооперироваться с предложениями других служб, например, логистических, маркетинговых, обеспечивая их технологическую реализацию. Принимая решение об инвестициях, бизнес будет комплексно оценивать их отдачу и выгоду для компании, не «взвешивая» долю ИТ в проектах. Очевидно, что для ИТ-подразделений шансов окажется гораздо больше, если они не будут противопоставлять свои предложения инициативам других бизнес-структур, а станут тесно кооперироваться с ними, начнут совместно прорабатывать идеи проектов.
С другой стороны, бизнес нуждается в устойчивой поддержке своих бизнес-моделей и процессов — тех, что уже имеются в компании. Ему важно, чтобы, во-первых, все они работали и, во-вторых, действовали устойчиво, надежно, эффективно и согласованно. Опять же, топ-менеджерам неинтересно знать, какова доля ИТ в бизнес-моделях и процессах и каким образом выстроена ИТ-поддержка предприятия. Точно так же современному автолюбителю неинтересно знать, насколько его успех и безопасность на дороге зависят от бортового компьютера, — он хочет ехать, причем быстро, с комфортом и чувствовать себя защищенным от разного рода неожиданностей: «объективных» (таких, как скользкая дорога) или «субъективных» (например, западающая педаль акселератора).
Закономерен вопрос: нужны ли прагматичному бизнесу ИТ-службы в том виде, в котором их сейчас принято формировать, — «империи», консолидирующие внутри себя все, что касается информационных и телекоммуникационных технологий? Некоторые компании приходят к выводу, что им нужны не «ИТ-империи», а подразделения, обеспечивающие комплексную поддержку профильного бизнеса и проектов по его совершенствованию и развитию, в том числе средствами ИТ. Полагаю, что ключевую роль в подобных изменениях играет не отношение высшего руководства к своим ИТ-менеджерам, а именно видение бизнес-модели — того, как должна строиться работа предприятия. Как говорил один киноперсонаж, «это только бизнес, и ничего личного».
Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z