20 ноября 2009 года российские работники транспортной отрасли отметили 200-летие транспортного ведомства - «Управления водяными и сухопутными сообщениями», а ныне - Министерства транспорта России. Прошли века, а дороги, точнее, их состояние, и работа тран

20 ноября 2009 года российские работники транспортной отрасли отметили 200-летие транспортного ведомства – «Управления водяными и сухопутными сообщениями», а ныне – Министерства транспорта России. Прошли века, а дороги, точнее, их состояние, и работа транспортных предприятий остаются одними из основных проблем нашего государства.

Правительством РФ принят целый ряд программ развития отрасли: ФЦП "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы", с 2010 года заработает программа "Развитие транспортной системы России до 2015 года" и уже готовится новая транспортная стратегия до 2030 года.

Кризис

По заявлению Игоря Левитина, министра транспорта России, в 2009 году основные усилия были сконцентрированы на том, чтобы обеспечить неселению доступность транспортных услуг; наладить устойчивую работу транспортного комплекса; развивать транспортную инфраструктуру в субъектах РФ и муниципалитетах; снизить транспортные издержки реального сектора экономики; привлечь внебюджетные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. По словам министра, несмотря на то что начало года ознаменовалось существенным снижением госинвестиций, транспортная отрасль функционирует устойчиво, в полной мере обеспечивая спрос предприятий, экономики и населения.

С этим утверждением сложно спорить, так как потребность в перевозках в 2009 кризисном году существенно сократилась.

В январе-сентябре 2009 года грузооборот транспорта, по оценке Росстата, упал по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 14% и составил 3229,2 млрд тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1364,2 млрд, автомобильного - 130,2 млрд, морского - 74,0 млрд, внутреннего водного - 42,6 млрд, воздушного - 2,4 млрд тонно-километров.

Объемы перевозок грузов транспортом сократились на 23,5%. Исключением являются перевозки морским транспортом – они выросли на 6,3%, тогда как отправка грузов внутренним водным транспортом во внутреннем сообщении сократилась на 41,1%, а в заграничном – выросла на 21,8%.

Транспортная компания «ИПОВС Логистикс» приводит другие данные. По ее оценкам, спад перевозок по рынку в целом в первом полугодии составил около 40%, а по некоторым крупным отраслям достиг 80%. Наибольшее падение наблюдалось в сфере перевозки машиностроительных грузов, цветных и черных металлов; химическая и бумажно-целлюлозная промышленности также показали серьезный спад. Менее всего пострадали перевозки товаров первой необходимости, фармацевтики, пищевых продуктов, а перевозки одежды и обуви даже выросли.

Господдержка

В сфере пассажирских перевозок тоже наблюдается спад активности. Пассажирооборот транспорта общего пользования в январе-сентябре 2009 года, по данным Росстата, не превысил 90,8% перевозок за аналогичный период 2008 года. В целях сохранения ценовой доступности услуг железнодорожного и воздушного транспорта для населения в 2009 году государство компенсировало выпадающие доходы компаний от перевозки пассажиров, в том числе определенных возрастных групп, по специальным тарифам и скидкам. Было принято решение сократить увеличение в текущем году тарифов на грузовые перевозки с 14% до 8%.

В 2010 году предполагается расширить маршрутную сеть воздушных перевозок, а также стимулировать использование на этих направлениях воздушных судов отечественного производства. Для обеспечения устойчивой работы реализован комплекс мер по обновлению парка воздушных судов.

Для ускорения развития сети автомобильных дорог, привлечения дополнительных источников финансирования создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». До конца 2009 года будет введено в эксплуатацию более 1000 км федеральных дорог, что почти в два раза превышает показатель 2008 года.

Московский дорожный бюджет 2010 года составит 38 млрд руб., то есть почти в три раза меньше, чем в 2008 году, и на 35% меньше по сравнению с нынешним годом, и нового строительства не планируется – необходимо закончить начатые объекты.

Чтобы сохранить темпы строительства объектов транспортной инфраструктуры регионального и муниципального значения, была снижена доля участия бюджетов субъектов РФ в софинансировании объектов с 20% до 5% годового объема. Кроме того, принято решение о предоставлении из федерального бюджета кредитов субъектам РФ на срок до трех лет на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) в объеме до 25 млрд руб. В администрации Тверской области, например, для решения задач государственного регулирования, управления и контроля деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства области была внедрена система управления проектами программ содержания автомобильных дорог. Она способствует повышению эффективности планирования, организации и управления работами; централизации процессов сбора, хранения и аналитической обработки данных, построения отчетов, и прозрачности процессов, связанных с ведением дорожного хозяйства, обеспечению доступа к информации населению.

Рынок

Игорь Левитин отметил, что замедление спада промышленного производства, наблюдаемое начиная со второго квартала, положительно сказалось и на работе транспортного комплекса.

«Отрасль начинает выходить из состояния «обморока». Мы считаем, что дно пройдено, однако в отрасли по-прежнему остро ощущается нехватка оборотных средств. Недавно прошла очередная реструктуризация таможенных органов, и она внесла немалую сумятицу в нашу работу, - поясняет Сергей Хмельницкий, PR-руководитель «ИПОВС Логистикс».

Рынок перевозок действительно претерпевает серьезные изменения. Участников транспортно-логистического рынка, по мнению представителей «СПСР-Экспресс», можно разделить на три категории: локальные компании, которые работают внутри города либо по конкретному региону; компании, которые имеют собственную логистическую платформу и обладают разветвленной филиальной сетью, собственным автопарком, то есть производят доставку по всей территории России, а также транснациональные компании. «На рынке работают около 5 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-логистические услуги, около 60% которых – крупные. Сейчас четко видно, что рынок сузился, клиентов уже на всех не хватает, и в 2010 году часть компаний уйдет с рынка или перепрофилируется. Останутся только те, кто сможет снизить издержки, цену и сроки доставки», – считает Хмельницкий.

Однако есть сектор транспортно-логистических услуг, где не имеет смысла говорить о кризисе, – рынок экспресс-услуг. Безусловно, темпы роста рынка в 2009 году замедлились (по оценкам ООО «СПСР-Экспресс», динамика роста составит около 10% по сравнению с 20-30% в предыдущие годы), но не только из-за кризиса, а еще и по причине насыщения рынка.

«Мы бы не назвали тенденцию, которая наблюдается сегодня, тенденцией уменьшения спроса. Это, скорее, тенденция изменения структуры отправлений и востребованности экспресс-услуг у различных отраслей. В 2009 году сегменты перспективных клиентов изменились, и к 2010 году будут пересмотрены в соответствии с прогнозами развития рынков основных потребителей услуг, - считает Надежда Романова, коммерческий директор и заместитель генерального директора ООО «СПСР-Экспресс». – Экспресс-почта (вес отправлений до 2 кг) будет только процветать в связи с постоянными вводами новых законодательств по документообороту».

Проекты

На протяжении первого полугодия 2009 года компании не спешили начинать новые проекты, завершали начатое, выжидали. Во втором полугодии ситуация заметно изменилась: необходимо планировать новые стратегии работы, задействовать технологичные ресурсы, осуществлять модернизацию.

В связи со стремительным ростом бизнеса (в 7 раз), обострением конкурентной борьбы (российский парк магистральных грузовых машин вырос в 6 раз) и последствиями экономического кризиса в компании ОАО "Корпоративные логистические cистемы" возникла потребность создать такую структуру управления, которая позволила бы максимально быстро реагировать на меняющиеся условия рынка, определить основные цели компании и добиться их исполнения точно и в срок. Под контролем внешних экспертов в компании был сформирован механизм принятия стратегических решений, определены цели развития компании на три года, разработаны планы мероприятий и распределена ответственность между сотрудниками.

Вопреки ожиданиям, транспортно-логистические компании и дистрибьюторы продолжают строить новые центры, расширяя свою деятельность. "Евротранс" планирует построить крупный логистический центр в Краснодарском крае, который будет включать складские помещения общей площадью 20 тыс. кв. м, а также площадки под контейнеры. Открылся самый крупный дистрибьюторский центр SCANIA в Восточной Европе: на площади 4 720 кв.м разместились дистрибьюторский центр ООО «Скания Украина», лизинговая компания «Скания Кредит Украина», центральный склад и выставочная зона автомобилей и автобусов, а также национальный учебный и дилерский центр ООО «Киев-Скан». Финский молочный концерн Valio построил завод и логистический терминал «Валио» в Ершово Московской области, автоматизировав в рамках единой системы на базе Microsoft Dynamics AX управление дистрибуцией, цепочками поставок, финансами, производством и складом адресного хранения. Для расширения стандартной функциональности было использовано специализированное решение GMCS Cargo Terminal.

ИТ – панацея?

Количество потенциальных клиентов продолжает сокращаться, а существенного снижения цен на услуги не наблюдается. Это объясняется как тем, что цены на топливо, запчасти и налоговая политика государства существенно не изменились, так и тем, что компании затрачивают немалые средства на создание новых продуктов с целью привлечения клиентов.

Необходимость осуществлять доставку за те же деньги, но быстрее и качественнее, чем у конкурентов, требует планирования новых маршрутов, разработки иных мультимодальных схем перевозок, более совершенных логистических программ. Сегодня конкурентные преимущества предприятий отрасли складываются из повышения качества перевозок, соблюдения сроков, цены и уровня обслуживания клиентов.

Поэтому многие компании возлагают надежду на высокотехнологичные ИТ-решения и готовы за это платить. Например, компания СПСР-Экспресс постоянно инвестирует средства в информационное и технологическое развитие. По мнению экспертов, снижения инвестиций в ИТ в 2010 году не предвидится, так как именно ИТ сегодня обеспечивают основное конкурентное преимущество – качество услуг.

Перспективы и ИТ-проблемы РЖД

Необходимость и перспективы развития железнодорожного транспорта для страны хорошо понимают и за рубежом. Наиболее ярким примером может служить покупка Уорреном Баффетом, которого считают самым мудрым инвестором, 77,4% акций железнодорожной компании Burlington Northern Santa Fe Corp. Комментируя сделку, Баффет заявил, что железные дороги — «ключевой элемент в дальнейшем развитии Соединенных Штатов».

По мнению экспертов компании «ИПОВС Логистикс», в ближайшие годы железнодорожные грузоперевозки в России «потеснят» автомобильные и речные перевозки. Запущенная в 2001 году структурная реформа железнодорожной системы РФ подходит к финальной стадии. Большая часть грузовых вагонов перешла в частную собственность ОАО «Первая грузовая компания». Начинается активное формирование новой тарифной системы. . Разработаны программы, позволяющие полностью устранить накопление грузов для групповой отправки, существуют Internet-сервисы, поддерживающие оформление заявок на перевозку в режиме «он-лайн». В ближайшие годы будет налажен пропуск грузов со скоростями, аналогичными пассажирским. Уже сегодня транспортные компании проявляют ажиотажный интерес к почтово-багажным вагонам, цепляемым к пассажирским составам.

Сегодня идут активные преобразования в ОАО «РЖД»: меняются форма собственности предприятий, схема подчиненности, характер бизнес-процессов, образуются новые вертикали, а горизонтальные связи рвутся. Уменьшение объема грузооборота обусловило сокращение инвестиционной программы, требует оптимизации эксплуатационных расходов. Необходимость экономить фонд оплаты труда влечет потребность в детальном анализе численного состава предприятия и трудозатрат.

Компания переходит на унифицированные решения в области использования информационных систем. Сегодня сосуществуют старые средства автоматизации и новые, которые постепенно вытесняют или дополняют старые. Решением проблемы их качественного взаимодействия может стать интеграция систем, введение и соблюдение единых стандартов информатизации в компании. Однако ОАО "РЖД" сократило инвестиционные программы по развитию и модернизации, например, линий связи в части обновления магистрального сегмента. Приостановлено тиражирование на сети ОАО "РЖД" информационных систем, разработанных и проверенных на полигонах дорог. Но реализация стратегических проектов в рамках государственно-частного партнерства по строительству и реконструкции железнодорожных линий продолжается.

Теперь приоритетными направлениями деятельности для ИТ-подразделений являются повышение эффективности внедренных АСУ; контроль качества ввода первичной информации и переход на технологии, обеспечивающие автоматическое получение данных, а также автоматизация отчетности и переход на безбумажный документооборот, применение информационно-управляющих систем, организация и контроль целевого использования средств вычислительной техники, их качественного учета, создание ремонтной базы и резерва (в большинстве проектов сохраняются средства на поставку вычислительной техники), перераспределение высвобождающейся техники. В настоящее время совместно с компанией IBM, разработавшей в 2007 году ИТ-стратегию для ОАО «РЖД», реализуется проект по консолидации ИТ-инфраструктуры – ЦОДов, обслуживающих железнодорожные перевозки. Создается новая единая катастрофоустойчивая ИТ-инфраструктура.

Стратегия развития ИТ холдинга направлена на реализацию сервис-ориентированного подхода к управлению автоматизированными решениями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: внедрение корпоративной шины и среды выполнения бизнес-процессов на базе продуктов IBM дает возможность организовывать управляемые коммуникации между приложениями и реализовывать дополнительную бизнес-функциональность посредством комбинации унифицированных сервисов. ЗАО «Русагротранс», специализирующееся на перевозках зерновых грузов по всей территории страны и являющееся дочерним предприятием «Первой грузовой компании», 100% акций которой за вычетом одной принадлежат РЖД, также закупило средства резервного копирования и восстановления данных.

Сокращение объема перевозок сегодня дает возможность более тщательно обрабатывать информацию, и как результат – повысить ее качество.