Дешевле, но не за счет качества
Как следствие, в 2009 году было начато большее число проектов, что и повлияло на объем средств, аккумулированных в этом сегменте. Как отмечают аналитики, свободное ПО все чаще включается в корпоративные стратегии крупных компаний, которые традиционно являлись приверженцами использования проприетарных решений.
Главными причинами обращения компаний к технологиям open source являются финансовые мотивы: снижение стоимости владения системой и более быстрая и дешевая разработка. Кроме того, многие компании рассматривают такой шаг как инвестиции в защиту от зависимости от конкретного вендора. По данным Gartner, ПО с открытым кодом используют 85% компаний, а остальные 15% планируют начать разработку на его основе в ближайший год. Однако лишь менее трети организаций имеет стратегию перехода на открытые решения. В Gartner считают, что отсутствие четких стратегий перехода на СПО может обернуться серьезными последствиями для компаний. Им необходимо оценить множество рисков, в том числе связанных с поддержкой систем и соблюдением авторских прав.
В Forrester также подчеркивают, что лихорадочное сокращение издержек заставляет компании решительно двигаться в направлении open source, иногда закрывая глаза на возникающие при этом риски. Например, треть компаний признают, что не разработали стратегии использования такого ПО, и проводимые работы носят стихийный характер.
Примером обдуманного подхода к использованию открытых решений является опыт компании «РЕСО-Гарантия». Ее руководство приняло стратегию развития ИТ, которая предусматривала использование продуктов с открытым исходным кодом везде, где это рационально с экономической точки зрения и с учетом качества продуктов.
«Любое используемое ИТ-решение должно быть надежным и способным обеспечить стабильную работу компании», - подчеркивает Сергей Шаповалов, начальник отдела системного администрирования управления ИТ компании «РЕСО-Гарантия». Несмотря на то что в целом проприетарные решения демонстрируют более высокое качество, была выбрана именно стратегия ориентации на решения open source. Главным критерием выбора стало снижение расходов. Тем не менее качеством в угоду дешевизне бизнес жертвовать не готов. Поэтому любому выбору предшествует тщательное изучение и тестирование продуктов, их сравнение с коммерческими аналогами. Если в процессе тестирования обнаруживается достаточный уровень качества, надежности и производительности решения, оно признается годным к эксплуатации.
В качестве базовой платформы в компании используется ОС Solaris 10 – все критичные для бизнеса серверные компоненты функционируют именно на ней. Кроме того, на базе решений с открытым кодом создано несколько Web-сайтов, ориентированных на работу с клиентами, а также официальный сайт компании. Следующим важным звеном ИТ-инфраструктуры является электронная почта. Ранее она также была основана на открытых технологиях, но в дальнейшем, в связи с существенным ростом, компания была вынуждена приобрести решение Sun Communication Suite, основанное на open source лишь частично. Тем не менее стоимость осуществленного проекта оказалась в десять раз ниже, чем внедрение аналогичных проприетарных решений. Наконец, уже более двух лет в компании используется офисный пакет OpenOffice, признанный корпоративным стандартом.
Внедрение и эксплуатация продуктов с открытым исходным кодом позволили сэкономить компании существенные средства. Как подчеркивает Шаповалов, использование комплекса подобных решений теоретически может позволить полностью отказаться, например, от традиционных продуктов Microsoft – разумеется, тем компаниям, которые заинтересованы в такой форме экономии.
Рост вопреки стагнации
Несмотря на неблагоприятные общеэкономические условия, в 2009 году на российском рынке систем управления эффективностью бизнеса сохранилась положительная динамика. Во многом это связано с переориентацией заказчиков BPM-систем с масштабных проектов на точечные, направленные на решение остроактуальных задач. Как показало исследование, проведенное Intersoft Lab, в 2009 году более трети проектов внедрения BPM-систем было нацелено на автоматизацию управления затратами – внедрение BPM-приложений для планирования, учета и анализа расходов. Большинство таких проектов пришлось на банковскую индустрию -- кредитные учреждения оказались ограничены в развитии и испытывали потребность в ужесточении контроля затрат. Несмотря на общее сокращение ИТ-бюджетов, внедрение BPM-приложений для контроля затрат стало вполне реализуемыми, так как эти решения рассчитаны на короткие сроки и характеризуются быстрой окупаемостью. По мнению экспертов, сегмент решений для управления затратами обладает высоким потенциалом роста. Если в 2007 году такие задачи решали 22% компаний, внедряющих BPM-системы, то в 2008 году этот показатель вырос до 33%. По данным на октябрь 2009 года, доля подобных проектов в 2009 году как минимум сохранилась на том же уровне. За прошедший год российские поставщики BPM-систем для управления затратами укрепили свои позиции по отношению к иностранным вендорам.
Бюджетирование хозяйственных расходов может быть реализовано в организации как автономная функция управления затратами либо как составляющая системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, ВРМ). В первом случае используют специализированные системы или модули комплексных ERP-платформ. При комплексном подходе к автоматизации управленческих технологий применяют приложения для хозяйственного бюджетирования в составе интегрированных ВРМ-систем.
«Принципиальное отличие технологий управления затратами от технологий финансового управления в целом – стадийность планирования и контроля расходов», – объясняет Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab по развитию бизнеса. Такая стадийность предполагает последовательное перемещение бюджетных заявок и хозяйственных платежей по заданному маршруту согласований, вплоть до утверждения документа. Это требует поддержки в системах автоматизации управления затратами механизмов документооборота – как на стадии сметного планирования, так и для контроля расходования бюджетных средств. Именно поэтому системы планирования и управленческого учета не позволяют автоматизировать бюджетирование хозяйственных расходов. Кроме того, на практике выделяются системы коллективного бюджетного планирования, которые, несмотря на все свои достоинства, не поддерживают функциональность для контроля затрат – например, «Diasoft FA# Balance. Бюджетирование хозяйственной деятельности» и «ЦФТ-Бюджетное планирование».
При этом управление затратами способно обеспечить решения, интегрированные в ВРМ-платформы. Преимущества заключаются в возможности совместно использовать приложения для управления затратами, финансового планирования и управленческого учета. При таком подходе управление затратами и другие технологии управления финансами составляют единую модель управления эффективностью бизнеса. При использовании решения, например в банке, бюджет хозяйственных расходов становится частью бюджета доходов и расходов, а данные бюджетного плана включаются в финансовый план кредитной организации.
Ярким примером антикризисного внедрения решения для управления затратами стал проект, реализованный «Транскапиталбанком». «К осени 2008 года, когда многие финансовые учреждения ощутили трудности, в банке был завершен первый этап построения BPM-системы, решивший задачи финансовой консолидации, управленческого учета и выпуска основных управленческих отчетов», – рассказывает Алексей Новиков, заместитель начальника отдела финансового планирования и контроля департамента финансового планирования и контроллинга «Транскапиталбанка». Планировалось, что следующей целью проекта станет постепенное расширение функционала отчетности, а в планах на более поздние сроки был проект по контролю сметы административно-хозяйственных расходов. Однако известные всем события внесли свои коррективы, в результате чего проект по управлению затратами получил статус первоочередного. Более того, в апреле 2009 года банк приступил к автоматизации полного цикла управления затратами на базе приложения «Бюджет хозяйственных расходов» компании Intersoft Lab, а не только контроля ведения сметы расходов. На сегодняшний день решение передано в опытную эксплуатацию по головному офису банка, а в ближайшие несколько месяцев эта технология будет перенесена на филиалы.