Рынок высоких технологий
Будет ли рост?
В 2010 году общемировые расходы на ИТ составят 3,3 трлн долл. Таким образом, согласно прогнозам Gartner, ИТ-рынок вырастет всего на 3,3% по сравнению с 2009 годом. В большинстве компаний ИТ-бюджет вообще не увеличится, а незначительный рост обозначится лишь в 2011 году.
Прогноз Минэкономразвития по российскому рынку также нельзя назвать позитивным. Согласно озвученному пессимистичному сценарию, даже за три ближайших года ИТ-рынок не восстановится до уровня 2008 года. В случае же наиболее оптимистичного развития событий, уже в 2010 году возможен заметный рост, а объем рынка может достичь почти 500 млрд руб. В этом случае к 2012 году объем ИТ-рынка увеличится по сравнению с 2008 годом в 1,6 раза и составит более 1 трлн руб. Прогнозируется, что доля аппаратного обеспечения в структуре рынка, до сих пор играющая важнейшую роль, снизится к 2012 году до 36%. Доля ПО вырастет до 27%, а ИТ-услуги составят 35%.
Рынок серверов реанимируется
III квартал 2009 года ознаменовался определенным ростом в сегменте серверов архитектуры x86. Как и прогнозировали аналитики IDC, на рынке этих решений наблюдается некоторое оживление, связанное как с реализацией отложенных ранее проектов, так и с частичной разблокировкой ИТ-бюджетов. Но естественно, что в годовом интервале динамика остается негативной. По отношению к соответствующему периоду 2008 года объем продаж серверов стандартной архитектуры в денежном выражении сократился почти на 52%. Однако при этом на те же 52% рынок вырос по отношению к предыдущему кварталу нынешнего года. Если оценивать рыночную долю поставщиков по объему выручки, стоит отметить возвращение в пятерку лидеров компании Dell, для которой третий квартал 2009 года был достаточно успешным. Но особо успешным третий квартал оказался для HP, которой удалось выиграть несколько крупных тендеров и наладить процедуру продаж оборудования со складов. В результате доля данного производителя на российском рынке составила 59%.
Управление
Отдыхать стали больше
За 2009 год нецелевое использование Internet отечественными офисными сотрудниками существенно выросло. В частности, по данным Entensys, в полтора раза возросла посещаемость информационных порталов, а на 20% - использование личной почты. Посещаемость самой популярной категории «Социальные сети» практически не изменилась и остается на уровне 21%. Просуммировав данные по категориям, явно не связанным с работой, можно получить показатель нецелевого использования Internet в 55-60%. Отдельно исследовались различия в использовании Internet российскими и западными пользователями.
По ряду категорий эти различия оказались очень заметными. Как выяснилось, российские офисные работники в четыре раза чаще посещают социальные сети, в 12 раз больше используют личную почту. Гораздо реже они интересуются экономическими и деловыми новостями, равно как и образовательной тематикой. Среди наблюдений, говорящих скорее в пользу российских сотрудников, можно отметить существенно меньший уровень посещения сайтов с вредоносными программами и порнографией.
Многие отличия, вероятно, можно объяснить не столько особенностями российских пользователей, сколько спецификой Рунета. По-видимому, за рубежом люди более склонны посещать конкретные тематические сайты, например, связанные со спортом, автомобилями, покупками. В России более популярны общеинформационные порталы, как правило, содержащие информацию на любой вкус. Объяснить это можно относительно небольшим числом развитых сайтов. Значительная доля посещений приходится на узкую группу наиболее раскрученных ресурсов Рунета.
Сохранить приобретенное
43% ИТ-директоров, опрошенных агентством Robert Half Technology, считает, что в 2010 году одной из ключевых проблем станет удержание персонала. Аналитики выдали несколько советов по удержанию ключевых ИТ-специалистов. Главным из них является совет общаться с ключевыми сотрудниками, чтобы выяснить, как можно повысить их удовлетворенность работой. Возможно, с некоторыми сотрудниками имеет смысл перезаключить трудовые соглашения. Другим важным шагом является профессиональное развитие. Многие ИТ-директора поддерживают такую меру и собираются в 2010 году выделить большее количество средств на тренинги. Еще одной возможностью является обеспечение карьерного роста. Необходимо предоставить сотруднику возможность развиваться, не покидая при этом компанию. Небольшая, но очень важная деталь -- это признание успехов сотрудника. Иногда публичная благодарность может существенно повысить лояльность отличившегося персонала. Наконец, в последнее время все более актуальной становится тема баланса между работой и личной жизнью. Возможно, разумно давать сотрудникам возможность хотя бы один день в неделю работать удаленно или по гибкому графику.
Техника безопасности
Безопасность своими руками
Компании сокращают расходы на аутсорсинг услуг безопасности и пытаются больше делать эту работу собственными силами, так утверждают аналитики PricewaterhouseCoopers. Тем не менее бюджеты, направленные на обеспечение информационной безопасности, остаются стабильными. Ориентация на выполнение работ внутри компании породила важную тенденцию: компании все чаще нанимают специальных менеджеров, отвечающих за безопасность (Chief security officer, CSO). На этих руководителей перекладывается часть ответственности, до сих пор лежавшая на плечах ИТ-директоров. О наличии в своем штате должности CSO заявили 85% опрошенных компаний (год назад их доля составляла 56%). Кроме того, менее одной трети директоров по безопасности являются подчиненными ИТ-директора. Гораздо чаще они имеют равные с ним права и подчиняются генеральному директору либо совету директоров.
Стандарты безопасности игнорируют
Почти половина компаний, заявляющих о соответствии стандарту ISO 27001, регулярно нарушает его рекомендации. По данным компании Quocirca, 47% организаций декларируют свое соответствие международному стандарту по информационной безопасности, однако 41% из них практикуют различные действия, не дозволенные этим стандартом. Наибольшую критику вызывает отношение к привилегированным учетным записям. Компании практикуют использование имен и паролей «по умолчанию», наделение пользователей большими правами, нежели это необходимо, а также не проводят мониторинг их действий. Это приводит к существенному росту рисков. В 29% компаний управление привилегированными учетными записями пользователей осуществляется вручную. К таким пользователям относятся системные администраторы, администраторы приложений, топ-менеджеры. Лишь в четверти компаний внедрен специализированный программный продукт, позволяющий управлять учетными записями.
ИТ-бюджеты
ERP обходятся слишком дорого
В условиях кризиса издержки на содержание ИТ-инструментария стали для компаний неподъемными. Особенно это касается ERP-систем, на поддержку которых в «мирное» время можно было бросить целое ИТ-подразделение. Сейчас же стоимость поддержки и сопровождения вызывает у компаний большие вопросы, равно как и получаемый благодаря этому бизнес-эффект. Как подчеркивают в AMR Research, практически все компоненты ERP-бюджета сейчас находятся под пристальным вниманием, а их необходимость обсуждается. Как явствует из проведенного исследования, самыми существенными составляющими являются зарплаты собственных сотрудников и выплаты поставщикам услуг. Кроме того, весьма заметны в общем бюджете доли затрат на сопровождение приложений и баз данных. В результате речь идет о ежегодных затратах в сотни (а иногда и тысячи) долларов в расчете на одного пользователя. К сожалению, зачастую можно говорить о том, что компания платит за системы, которые еще не внедрены (например, в случае, когда проект был отложен вследствие кризиса) или за неиспользуемые лицензии из-за изменения масштабов проекта.
Технологии и бизнес
Инновации без ИТ
74% руководителей европейских компаний считают свои фирмы сильно подверженными негативному влиянию рыночных перемен, связанных с ИТ. По данным McKinsey, лишь 18% компаний выражает уверенность в том, что они достаточно эффективно внедряют новые технологии, делая это быстрее и лучше конкурентов. Аналитики полагают, что европейским компаниям необходимо воспользоваться нынешней ситуацией и принять смелые трансформационные решения. Более того, значительное число компаний признает необходимость адаптироваться к новым условиям: по мнению 31% опрошенных руководителей европейского бизнеса, их главной задачей должна стать разработка новых продуктов и услуг с учетом меняющихся требований заказчиков. Они признают, что в предстоящие годы деловая среда останется довольно сложной, несмотря на признаки выхода из экономического кризиса. Как это ни печально, немалая часть руководителей не верит в способность ИТ внести критически важный вклад в успех бизнеса, причем это касается как руководителей компаний, так и ИТ-директоров. Треть опрошенных даже не включила ИТ в список трех важнейших факторов, обеспечивающих бизнесу конкурентные преимущества.
Плохой имидж BI
78% проектов внедрения средств бизнес-аналитики приносят сколько-нибудь значимые результаты лишь спустя год. Более того, в двух компаниях из трех внедрение проведено настолько неграмотно, что на созданное решение регулярно поступают жалобы от бизнес-пользователей. Как показали результаты исследования, проведенного компанией Kognitio, во многих случаях BI заслуживает репутацию заведомо провальной технологии. Согласно данным аналитиков, около 60% BI-проектов оказываются неудачными. Действительно, они несут в себе много не только технологических, но и бизнес-рисков. Зачастую ожидания ИТ и бизнеса относительно таких проектов расходятся настолько, что положительного результата ожидать и не приходится. 88% компаний признают, что бизнес-подразделения не смогли четко сформулировать своих требований к создаваемому решению, полагая, что этим должен заниматься ИТ-департамент.
Слово и дело
76% компаний, опрошенных организацией Information Technology Intelligence, планируют внедрение Windows 7. При этом 30% собираются провести миграцию уже в первой половине 2010 года. Аналитики отмечают, что это очень неплохой результат, хотя он и уступает темпам внедрения Windows 2000, когда компании были напуганы «проблемой 2000 года». Для тех, кто не собирается проводить миграцию, главной причиной является удовлетворенность используемой сейчас Windows XP. Кроме того, далеко не все компании сегодня могут позволить себе масштабные инвестиции. Наконец, будет очень интересно посмотреть, насколько оптимистичные слова компаний будут соответствовать их реальным действиям.
Между тем опрос, проведенный британской редакцией Computerworld, показал, что повального перехода на новую операционную систему ждать вряд ли стоит. Как минимум, это связано с необходимостью ее тестирования на совместимость с используемыми приложениями. Другим важным фактором станет упоминавшаяся выше удовлетворенность уже используемой ОС. Компаниям некуда торопиться, и, скорее всего, переход будет осуществляться постепенно, в рамках планового обновления компьютерного парка.
Социальные сети сохраняют актуальность
Несмотря на ограниченность в доступных средствах, компании продолжают поддерживать инвестиции, связанные с деятельностью в социальных сетях. Исследование, проведенное Deloitte, показало, что 94% организаций не собирается уменьшать свою активность в этом направлении. Особое внимание уделяется средствам, позволяющим создавать онлайн-сообщества, а также управлению такими сообществами. Как правило, для оценки эффективности работы компании используют традиционные показатели, связанные с количеством активных пользователей и числом оставленных ими сообщений. Однако в Deloitte рекомендуют включить в число применяемых метрик, как минимум, изменение рейтинга в поисковых ресурсах и количество ссылок на сторонних сайтах.