Аналитики и эксперты упорно твердят: современный бизнес уже не способен быть успешным без ИТ, однако есть немало свидетельств тому, что платежеспособный спрос на ИТ со стороны бизнеса явно недостаточен. Как показывает практика, очень многие топ-менеджеры и владельцы бизнеса (по крайней мере — в России) не воспринимают ИТ как сколько-нибудь серьезный инструмент управления.
На мой взгляд, корень проблем кроется в мотивации бизнес-руководителей к тому, чтобы внедрять и эффективно использовать информационные технологии. Конечно, не всякий руководитель «дружит» с компьютером, но дело это поправимое: если возникнет нужда — подружится. Осваивают же топ-менеджеры дорогие автомобили, нашпигованные новинками хай-тека, значит, и ИТ освоят, если жизнь заставит.
До недавнего времени рынок быстро рос, поэтому мотивация предприятий осваивать ИТ была слаба. В самом деле, зачем внедрять инновации, если бизнес растет, как на дрожжах, а деньги и так текут ручьем? Главное — не допустить серьезных финансовых «пробоин» в бизнесе и поддерживать его рост, в том числе средствами ИТ.
Сейчас рынок не растет. В такой ситуации могли бы выручить квалификация и опыт персонала и передовые методы организации бизнеса (в том числе с использованием ИТ-инноваций), которые позволяют добиваться высоких результатов с низкими издержками, но сейчас у предприятий нет денег, чтобы внедрять их. И вот полстраны сидит и ждет, когда глобальная рыночная ситуация возвратится на круги своя. Разумеется, когда-нибудь мировая экономика возобновит рост, и цены на сырьевые ресурсы, от которых зависят очень многие российские предприятия, снова повысятся. Но смогут ли тогда отечественные компании устоять в конкуренции с западными, постоянно заботящимися об эффективности? Не уверен.
Альтернативным, «суррогатным» способом стимулировать спрос бизнеса на ИТ, я полагаю, выступают взятки («откаты») в сфере закупок информационных технологий и услуг. С их помощью ИТ-компании пытаются искусственно стимулировать спрос предприятий на ИТ, пусть и в обход ключевых персон бизнеса. Наиболее серьезным негативным последствием этой практики является низкая отдача от инвестиций в ИТ, которая неизбежно приводит к разочарованию бизнеса в возможностях информационных технологий. Результатом становится отсутствие доверия к ИТ-руководителю и, как итог, — его низкий реальный статус внутри организации.
Дальновидные бизнес-руководители убеждены, что будущее — за здравым, прагматичным отношением к ИТ: нужно использовать их (следовательно, и инвестировать в них) ровно настолько, насколько серьезно эти технологии повлияют на доходы предприятия, его руководства и владельцев. Задача ИТ-руководителя в этой связи — максимально правдиво и полно информировать о том, что способны ИТ дать конкретному предприятию, и добиваться того, чтобы эффект от реального влияния ИТ на бизнес не имел серьезных расхождений (по крайней мере — в худшую сторону) с предварительными оценками и прогнозами.
Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z