РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
30% на пятерых
Российский рынок ИТ-услуг становится все менее фрагментированным. По данным IDC, в 2008 году ведущими поставщиками стали IBS, «Техносерв», КРОК, ЛАНИТ и «КомпьюЛинк». Совокупная доля пятерки лидеров в общем объеме рынка по сравнению с прошлым годом увеличилась и составила 30%. Ведущие позиции по-прежнему удерживают локальные поставщики ИТ-услуг: в десятке лидеров нет ни одной иностранной компании. Российские интеграторы имеют более тесные взаимоотношения с заказчиками, особенно в государственном секторе и оборонной промышленности, и часто выступают генподрядчиками в крупных стратегических проектах. Иностранные же компании в подобных проектах, как правило, оказывают услуги в качестве субподрядчиков. Аналитики отмечают ужесточение конкурентной борьбы среди поставщиков ИТ-услуг. По мере усиления конкуренции клиенты ищут поставщиков, которые могут обеспечить наилучшее соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Данная тенденция может способствовать перераспределению позиций ведущих игроков на рынке.
«Ростелекому» не хватает конкурентов
Объем российского рынка аренды каналов в 2008 году составил 29,6 млрд руб. Основной спрос на аренду каналов обеспечивают операторы фиксированной связи и передачи данных, а крупнейшими потребителями являются ведущие альтернативные операторы. Вторая по значимости категория потребителей – сотовые операторы, активно развивающие собственные междугородные сети на основе арендуемых каналов. Как оценивают аналитики J’son & Partners, в структуре рынка по группам арендаторов доля операторов составила 69%, на корпоративный сегмент приходится 29%. Доля госсектора незначительна и составляет 2,4%. Средняя стоимость аренды каналов остается на достаточно высоком уровне. Например, аренда канала типа STM-1 (155 Мбит/с) в прошлом году требовала около одного 1 млн руб. в месяц. Высокий уровень цен сохраняется из-за слабой конкуренции на данном рынке, и особенно это заметно при удалении от центральной части России. В малонаселенных и труднодоступных районах услугу аренды каналов могут предоставить только «Ростелеком», ТТК и «Синтерра».
Спад, но относительный
Европейский рынок аппаратных решений для безопасности во II квартале 2009 года составил 390 млн долл. По оценкам IDC, это почти на 10% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Как подчеркивают аналитики, этот рынок продемонстрировал сокращение впервые за всю историю наблюдений. Надо добавить, что снижение, пусть и напрямую связанное с кризисом, является следствием хороших результатов 2008 года. С наступлением неблагоприятных экономических условий компании при всем желании не могут поддерживать инвестиции на столь высоком уровне. Тем не менее во второй половине 2009 года аналитики ожидают возобновления роста рынка.
Аутсорсинг на экспорт
Объем экспорта ПО в 2009 году вырастет на 13% и составит 3 млрд долл. Как отмечают аналитики «Руссофта», экономическая нестабильность замедлила темпы увеличения экспорта: из-за кризиса рынок недополучил 350-450 млн долл. Тем не менее девальвация рубля сделала услуги российских программистов дешевле для зарубежных заказчиков. Уже в будущем году рынок может выйти на темпы роста 40-45%. Важную роль в этом процессе может сыграть рост спроса на услуги ИТ-аутсорсинга со стороны европейских финансовых и телекоммуникационных компаний. Стремясь к максимальному сокращению издержек, компании отказываются от собственных отделов разработок и услуг крупных западных ИТ-компаний и ищут поставщиков услуг из России и Восточной Европы.
На хранилищах экономят
Мировой рынок внешних систем хранения данных во втором квартале 2009 года составил 4,1 млрд долл. Это на 18% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Как отмечают в IDC, рынок корпоративных систем хранения данных продолжает ощущать на себе жесткое давление кризиса. Однако в то же время на рынке существуют и участки с положительной динамикой. К примеру, сегменты iSCSI SAN и FC SAN показали рост более чем на 50%. Среди поставщиков лидирует компания EMC, чья доля на рынке составляет почти 22%. На втором месте находится IBM с долей 15%, а тройку замыкает HP (11%).
УПРАВЛЕНИЕ
Бесполезный ITIL
Половина британских компаний считает, что использование рекомендаций ITIL не приносит конкурентных преимуществ. По данным Vanson Bourne, лишь четверть их ИТ-персонала проходила тренинги по какой-либо из версий ITIL. Главной причиной такого положения дел стало отсутствие очевидных бизнес-эффектов от подобных курсов повышения квалификации. Другим озвученным фактором является высокая стоимость обучения. С учетом нынешних бюджетных ограничений он также играет важную роль. Надо отметить, что во время прошлого опроса, проведенного в 2007 году, главным барьером для обучения была названа чрезмерная загруженность сотрудников основной работой.
Зарплаты растут
Несмотря на тяжелые экономические условия, заработная плата ИТ-сотрудников европейских стран демонстрирует устойчивый рост. Как подсчитали в Incomes Data Services, зарплатная медиана ИТ-персонала за последний год выросла почти на 3%. Наибольшую годовую прибавку к заработной плате получили сетевые и системные инженеры - от 10 до 14%. Менеджерам ИТ-проектов подняли оплату труда на 6%, а руководителям групп сопровождения - на 3%. Более того, 20% сотрудников заявило, что получали дополнительные премии. В первую очередь это руководители проектов SAP, бизнес-аналитики и сотрудники, владеющие SQL, Citrix и Microsoft .NET. Практически без изменения осталась зарплата у сотрудников пользовательской поддержки, разработчиков ПО и системных аналитиков.
Штаты продолжают сокращать
Тяжелая экономическая ситуация продолжает негативно влиять на рынок ИТ-кадров. Как показало исследование, проведенное KPMG, число доступных ИТ-вакансий в европейских компаниях продолжает сокращаться. Более того, в августе сокращение числа вакансий на постоянной основе ускорилось по сравнению с июлем. Самое же резкое падение наблюдалось в марте. Число временных вакансий также сокращается, что отражает реальное уменьшение проводимых работ. Данные Forrester подтверждают происходящее снижение численности ИТ-департаментов. В 61% компаний число ИТ-сотрудников по итогам 2009 года уменьшится. При этом в четверти случаев речь идет о сокращении штата как минимум на 5%.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Корпоративное подглядывание
Чуть более четверти российских компаний контролирует переписку своих сотрудников по корпоративной электронной почте, так показал опрос, проведенный SuperJob.ru. При этом лишь 7% отслеживают коммуникации при помощи Internet-мессенджеров, а 3% – общение по Skype. Электронная почта уже давно приобрела статус основного средства общения. Практически у каждой компании есть своя внутрикорпоративная почта, которая является не столько индикатором солидности организации, сколько вынужденной необходимостью. В целях сохранения коммерческой тайны (а также для контроля деятельности сотрудников) переписку, осуществляемую по корпоративной почте, отслеживают 28% отечественных компаний. Неудивительно, что контролировать сотрудников чаще предпочитают в крупных компаниях. Как правило, у таких фирм для этого больше возможностей. Если среди небольших организаций всю электронную корреспонденцию отслеживает менее трети, то среди работодателей, у которых трудится свыше 5 тыс человек, – более половины. Зная возможности своего руководства, большая часть работников предпочитает не использовать корпоративную почту в личных целях. 59% компаний вообще не контролирует переписку, осуществляемую сотрудниками на рабочих местах. Обычно это объясняют доверием к своему персоналу и уверенностью в его профессионализме.
ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС
ИТ не лечат
Подавляющее большинство медицинских работников негативно оценивают деятельность Департамента информатизации Минздравсоцразвития. В конце 2007 года 94% респондентов утвердительно ответили на вопрос «Нужен ли в Минздравсоразвития Департамент ИКТ?» Летом 2008 года Департамент информатизации был создан. В августе нынешнего года Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) провела опрос специалистов, в той или иной степени связанных с проблематикой ИТ в сфере здравоохранения, чтобы оценить деятельность созданного органа. Анкета включала вопросы по 13 направлениям – наиболее «болевым» точкам отрасли.
Как выяснилось, доля положительных оценок департамента составляет лишь 7%. При этом некоторые из отзывов базируются не на фактах, а на заявлениях департамента или отрывочных сведениях. Иногда к плюсам относят не столько результаты, сколько сам факт данной деятельности. При всех допущениях о «несовершенстве» некоторых вопросов, успехом Департамента информатизации это назвать трудно.
Особенно удручает экспертов то, что фактически оказались брошенными на произвол судьбы медицинские учреждения. По мнению респондентов, практически ничего не было сделано для поддержки ИТ-деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) ни в организационном, ни в нормативном плане, а также для подготовки ЛПУ к выполнению закона о персональных данных. Более того, в очень многих учреждениях сформировалось и постоянно укрепляется стойкое убеждение, что компьютеризация – это зло, отнимающее массу времени, что она не дает практически ничего полезного взамен. ИТ-специалисты в подавляющем большинстве воспринимаются как не очень квалифицированные бездельники, для которых здравоохранение – всего лишь «кормушка».
Gmail дискредитирует модель SaaS
Недавние «падения» популярного приложения Google Gmail, последнее из которых продлилось почти два часа, могут привести к отказу компаний от использования почтовых решений, предоставляемых по модели SaaS, предупреждают в Gartner. Разумеется, чем популярнее сервис, тем больший резонанс получает любая нештатная ситуация в его функционировании. Электронная почта относится к числу критически важных приложений для бизнес-пользователей. Если они не будут уверены в надежности поставщика, то не будут использовать его решения. Негативный пример отказа Gmail заставит ИТ-департаменты дважды подумать, прежде чем одобрить использование SaaS-приложений. Как полагают аналитики, поставщики решений должны доказать, что для обслуживания корпоративных и частных пользователей используется различная инфраструктура. Доступность приложений для корпоративных пользователей должна составлять как минимум 99,9% (что является стандартом для коммерческих почтовых SaaS-систем). Между тем Google по-прежнему утверждает: Gmail более надежна, чем традиционные почтовые системы, такие как Microsoft Exchange и IBM Lotus Notes.
Отчетность вручную
45% случаев отзыва банковских лицензий в 2008-2009 годах было связано с низким качеством отчетности для Банка России. Высокие риски ошибок в отчетности обусловлены применением устаревших систем ее подготовки. Их эффективность снижается, что, с учетом статистики Банка России, уже привело автоматизацию в этой области к предкризисному состоянию. По данным компании Intersoft Lab, традиционно в банковской практике выполнения требований Банка России доминируют три технологии: полуручная (с применением таблиц MS Excel), специализированные модули в составе АБС и собственные разработки ИТ-департаментов. При этом собственные решения использует более половины банков. С 2000 года банки делают попытки автоматизировать отчетность для Банка России на базе BPM-систем, основанных на технологии хранилищ данных. На сегодня BPM-системы для решения этой задачи использует около 10% из 200 крупнейших российских банков.
Как считают эксперты, отказ от применения АБС и собственных решений для задач обязательной отчетности будет ускоряться по мере усложнения требований Банка России к отчетным формам. Так произошло при переходе от ежеквартального расчета обязательных нормативов к ежедневному. Кроме того, ускорит поиск альтернативных решений и проблема роста объема обрабатываемых данных. Выпуск отчетности из АБС негативно сказывается на ее быстродействии и, следовательно, на обслуживании клиентов. С учетом постоянно растущих объемов обработки данных отчетная функциональность в составе транзакционных систем переходит из непрофильной в разряд противопоказанных.
Виртуальная половина
Более половины серверов, инсталлированных в 2009 году, будут виртуальными, как утверждают аналитики TheInfoPro. В 2008 году этот показатель составлял 30%, а к 2012 году он достигнет 80%, что говорит о взрывном росте рынка гипервизоров. Обнародованные TheInfoPro данные включают все типы серверов, хотя тенденция роста виртуализации касается в первую очередь архитектуры x86. На рынке гипервизоров по-прежнему доминирует VMware, чья доля в 2009 году составляет 50%. Microsoft за нынешний год набрала около 24%. Что характерно, 62% клиентов VMware тестировали продукты других поставщиков, а 30% планируют их приобрести. Однако это вовсе не говорит о неудовлетворенности ИТ-департаментов. Дело в том, что они планируют использование решений нескольких поставщиков для различных задач.
В ЦОД начинают сокращения стоек
Европейские компании собираются снижать мощность своих ЦОД. Причиной этого становится их ориентация на «облачные» услуги. По данным IDC, собственный ЦОД существует у 95% компаний, 20% пользуются услугами аутсорсинга ЦОД, а 11% прибегают к услугам colocation (размещение собственного серверного оборудования в коммерческом ЦОД). Согласно результатам проведенного опроса, в течение ближайшего полугода компании планируют сокращение мощностей своих ЦОД на 1,1% (по количеству серверных стоек). Данная тенденция в будущем будет только нарастать. Главной причиной сокращения станет как серверная консолидация с использованием виртуализации, так и ориентация на «облачные» услуги. Обе эти технологии выглядят чрезвычайно привлекательно, особенно с учетом текущего экономического климата. В частности, по оценкам аналитиков, рынок услуг colocation (формально относящийся к облачным услугам) вырастет с 725 млн евро в 2008 году до 2 млрд евро в 2013 году. Это означает среднегодовой рост на уровне 23%.