ИТ-стратегия — формализованная система принципов, на основе которых развиваются все компоненты информационных систем компании. Таким образом, большинство экспертов под ИТ-стратегией понимают, как минимум, долговременный план действий по информационному обеспечению предприятия. С точки зрения предприятия, ИТ-стратегия является частью корпоративной стратегии в одном ряду со стратегиями маркетинга, закупок и т.п.
Как правило, ИТ-стратегия формируется из следующих составляющих:
-
миссия — краткое определение смысла существования ИТ- подразделения;
-
цели — направления деятельности;
-
задачи — действия, направленные на достижение целей;
-
тактики — действия по выполнению задач;
-
KPI — показатели, позволяющие оценить достижения при выполнении задач.
В общем случае ИТ-стратегия охватывает как информационные системы, так и ИТ-инфраструктуру, а также управление ИТ-подразделением. Ее разработка является непосредственной задачей ИТ-директора. Слово «директор», присутствующее в названии должности, означает принадлежность человека, ее занимающего, к числу топ-менеджеров. Следовательно, ИТ-директор должен участвовать в принятии стратегических решений и разработке стратегии компании. По выполняемой работе он скорее управленец, чем «технарь», и одной из его главных задач является согласование языков бизнеса и ИТ.
ИТ-стратегия должна обеспечивать прогнозирование потребностей бизнеса в информационных услугах, и уже на основе этого — прогнозирование потребности в необходимых инструментах. Именно поэтому в идеале она должна формироваться на основе бизнес-стратегии. Со стороны ИТ-руководителя нужны предвидение развития ситуации и упреждающая проработка решений.
На практике же часто оказывается, что если стратегия бизнеса уже существует, то там мало свободного места
для разработки ИТ-стратегии. Скорее, нужно искать конкретные ИТ-решения для воплощения имеющейся бизнес-стратегии. Более того, в компаниях, сильно зависящих от ИТ, иногда случается, что ИТ-руководитель сам предлагает бизнес-заказчикам новые технологии и те выгоды, которые они дают, а уже потом на их основе бизнес строит свою стратегию.
Есть и другая проблема: в сегментах c высокой конкуренцией рынка бизнес в буквальном смысле мечется, ища приоритетные направления развития. Со стороны ИТ — достаточно инерционной структуры — следовать этим метаниям нереально. Никто не может гарантировать, что бизнес будет придерживаться принятого направления и не уйдет в сторону от согласованного с ним ранее развития ИТ. С этой точки зрения логично рассматривать ИТ-стратегию как процесс. У нее есть статический элемент — план, который лишь обозначает основные направления развития. Все остальное должно изменяться вслед за изменениями бизнеса, ИТ-стратегия должна постоянно пересматриваться.
Однако стратегия подразумевает долгосрочный план действий и имеет смысл лишь в условиях стабильности. Когда бизнес-стратегия компании меняется и вместо задачи обеспечить рост появляется другая — удержаться на плаву, то изменения в деятельности ИТ-руководителя неизбежны. Чтобы выделить приоритетные сферы деятельности, он как никогда должен вести активный диалог с бизнес-руководством. Разумеется, наиболее эффективный вариант совместной работы — это помощь со стороны ИТ в сокращении общекорпоративных издержек, а не просто минимизация ИТ-бюджета, и так составляющего не слишком большую долю в затратах компании.
В настоящее время действия компаний в основном носят тактический характер. Для многих стратегия выражается фразой «выжить любой ценой». Самым неприятным последствием при этом является хаос, вызванный непродуманными решениями и несогласованностью изменений. В идеале функция ИТ-службы должна заключаться в том, чтобы направить изменения в упорядоченное русло.
С точки зрения ИТ, кризисные времена принципиально ничем не должны отличаться от докризисных. По-прежнему остаются две ключевые задачи: ИТ-поддержка и развитие. Кризис осложнил выполнение этих задач тем, что уменьшилось финансирование: для многих компаний масштабные инвестиции в новые технологии пока не приоритетны. Они воздерживаются от
расширения технологических возможностей и сосредоточиваются на повышении качества существующих ИТ-ресурсов. Но даже в этих условиях задача ИТ-службы заключается в своевременной адаптации ИТ-стратегии к изменению бизнес-стратегии и обеспечении приоритетов бизнеса.