Кризис повторится. Но он будет другим», - заявил в недавнем интервью телекомпании BBC бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен. Он уверен, что у всех кризисов общий источник - «вечное свойство человеческих существ в периоды процветания
Кризис повторится. Но он будет другим», — заявил в недавнем интервью телекомпании BBC бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен. Он уверен, что у всех кризисов общий источник — «вечное свойство человеческих существ в периоды процветания полагать, что это процветание будет продолжаться». Оставим в стороне макроэкономику, глобальный дисбаланс спроса и предложения, спекуляции на фондовых рынках и пр. и ответим на весьма прозаический вопрос: во что выливаются ожидания в вечное процветание для ИТ-руководителя?
Ответить важно не только из-за нынешней сложной экономической ситуации, но и потому, что слепая надежда на процветание может привести к локальным и персональным кризисам, которые больно ударят по статусу и карьере ИТ-директора. Поскольку привычки меняются медленно, подобные маленькие кризисы наверняка будут повторяться.
Как показали события последних 12-15 месяцев, вера в вечное процветание ИТ-службы на конкретном предприятии безосновательна. ИТ-бюджеты не могут расти вечно (особенно если остаются, по сути, непонятными бизнесу и бесконтрольными), поток ИТ-проектов вполне может иссякнуть или «замерзнуть», зарплаты ИТ-менеджеров и ИТ-специалистов не будут увеличиваться до бесконечности. Достаточно измениться рыночным условиям или ситуации на конкретном предприятии, и наивные надежды на вечный прогресс рассыпаются, словно карточный домик.
ИТ-руководителям необходимо заранее готовиться к неблагоприятным условиям, которые могут возникнуть в силу объективных причин. В первую очередь необходимо научиться быть максимально эффективными и добиваться непрерывного роста производительности и результативности своих подчиненных, а также смежников из числа поставщиков технологий и ИТ-услуг. Кроме того, нужно уметь наглядно показать эту эффективность и полезность высшему руководству и владельцам бизнеса, поскольку наиболее ценных сотрудников и самые полезные подразделения постараются сохранить во что бы то ни стало.
Вероятно, все та же уверенность в вечном процветании и, как следствие, в вечной безнаказанности лежит в основе спекулятивных предложений о необходимости внедрения новых ИТ, которые нужны не столько бизнесу (зачастую они ему и вовсе не нужны), сколько персонам и структурам сферы информационных технологий: ИТ-менеджерам, ИТ-подразделениям, ИТ-компаниям. Наивно полагать, что владельцы и топ-менеджеры компаний — матерые акулы бизнеса — позволят обманывать себя бесконечно долго. Рано или поздно они разберутся, полезны или нет те или иные предложения, и дадут реальную оценку и этим предложениям, и персонам, от которых они исходят. Не позавидуешь ИТ-руководителям, которых работодатели или бизнес-заказчики поймают на лжи или спекуляциях.
Нужно понять, и чем скорее, тем лучше, что независимо от рыночной ситуации бизнес будет платить только за те услуги и проекты, пользу которых он понимает и в ценности которых он уверен. Лучше не предлагать бизнесу то, что может не дать ясной выгоды. Если же выгода возможна, но сопряжена с немалыми рисками, то необходимо для реализации ИТ-инициатив искать влиятельных союзников в высших эшелонах корпоративной власти и разделять с ними риски. Подобный подход не только предотвратит множество проблем, но и позволит усилить позиции и роль ИТ на предприятии.