Важным импульсом к расширению использования технологии виртуализации становится существенное снижение цен на соответствующие программные продукты. Главным стимулом для применения виртуализации практически всегда было сокращение издержек на аппаратное обеспечение. В то же время такую технологию сложно назвать дешевой: цены на гипервизоры всегда были стабильно высокими.
Уровень цен в основном обусловлен тем, что в течение шести лет на рынке виртуализации практически безраздельно властвовала компания VMware. Еще более года назад в Gartner прогнозировали, что выход на этот рынок Microsoft со своим гипервизором Hyper-V должен значительно оживить его. Ожидалось, что подавляющая часть крупных заказчиков останется верна VMware, а Microsoft, чьим основным конкурентным преимуществом является цена, займет значительную долю в сегменте среднего бизнеса.
Хотя многие компании и заявляют об использовании виртуализации, до сих пор применение этой технологии трудно назвать широким. В большинстве случаев предприятия ограничиваются экспериментами и пилотными проектами, не переходя к стратегическим инфраструктурным инициативам.
Среди нынешних потребителей решений серверной виртуализации можно выделить две группы. В первую входят компании, которые стремятся при минимальных денежных вложениях и без существенного расширения серверного парка повысить доступность прикладных ИТ-сервисов. Вторую группу составляют предприятия, использующие масштабные центры обработки данных. Для них существенным является сокращение расходов на покупку серверов и ПО, обслуживание и инфраструктуру ЦОД.
К первой группе пользователей можно смело отнести компанию «СП Бизнес Кар», осуществившую перенос сервисов «демилитаризованной зоны» (почтового шлюза с функциями защиты от спама и вирусов, системы Windows Server Update Services, а также сервера DNS) в кластер виртуальных машин, развернутый на платформе Windows Server 2008 Enterpise Edition с технологией Hyper-V.
Критичные сервисы
Компания «СП Бизнес Кар» является владельцем крупнейшей в России сети по продаже и обслуживанию автомобилей Toyota и Lexus и включает девять дилерских центров в Москве, а также четыре центра в Воронеже, Кемерово, Курске, Астрахани. Как и в большинстве российских предприятий, выросших из небольших компаний, в «СП Бизнес Кар» корпоративный стандарт на операционную систему и офисное ПО составляют продукты Microsoft. Платформой для серверной инфраструктуры является Windows Server 2003 R2, в качестве корпоративной электронной почты используется Exchange Server 2003, кроме того, для ряда задач применяется SQL Server. Базовая конфигурация программных средств на рабочих станциях опирается на операционную систему Windows XP SP3.
Подход к организации инфраструктуры также унифицирован — с этой точки зрения различий между автоцентрами (например, московским «Тойота Центр Серебряный Бор» и «Тойота Центр Воронеж») нет никакой. Это дает существенное преимущество в развертывании ИТ-сервисов: подготовка инфраструктуры при открытии нового центра занимает около двух недель. С учетом потребностей нового центра закупается и тестируется стандартное оборудование, затем оно монтируется на месте и передается в промышленную эксплуатацию. Единая корпоративная сеть компании охватывает как московские, так и региональные центры, причем централизованное управление инфраструктурой осуществляется из Москвы.
Основной предпосылкой к поиску путей модернизации существующей инфраструктуры «демилитаризованной зоны» (DMZ) стали изменившиеся требования бизнеса, касающиеся времени развертывания новых ИТ-сервисов и отказоустойчивости существующих. Функционирование сервисов DMZ, имеющих ключевое значение для бэк-офиса, обеспечивалось четырьмя дискретными серверами, устаревшими морально и физически и не отвечавшими необходимому уровню производительности, отказоустойчивости и управляемости ИТ-сервисов.
«Когда работу сервисов поддерживает множество мелких серверов, их отказоустойчивость становится слабым звеном», — поясняет Алексей Вороной, директор департамента информационных технологий компании «СП Бизнес Кар». Несмотря на то что любая неисправность может быть устранена достаточно оперативно, для таких сервисов, как электронная почта и доступ в Internet, простой в несколько часов является непозволительным. Сложившаяся ситуация по отказоустойчивости не только не устраивала ИТ-службу, но и вызывала нарекания со стороны бизнеса. Даже когда связь с внешним миром не является критичной, любой сбой в этой области быстро привлекает внимание и вызывает широкий резонанс у пользователей разного уровня, в том числе руководителей.
Интересно, что вопросы экономии с помощью виртуализации для компании были неактуальны. «У нас нет «зоопарка» приложений, требующих отдельных серверов», — поясняет Вороной. Основным корпоративным приложением является всеобъемлющая информационная система собственной разработки.
А вот возможности виртуализации по повышению надежности сервисов весьма интересовали ИТ-специалистов. Скажем, электронная почта является для компании чрезвычайно важным ресурсом — это один из основных каналов взаимодействия сотрудников. Этот сервис централизованный — почта, адресованная филиалам, идет через центральную компанию, и сбои могут привести к ощутимым последствиям. Например, разница во времени с Кемерово составляет четыре часа, и если ночью в головном офисе произойдет сбой, то, вероятно, сибирский филиал почти на полдня останется без электронной почты. Наконец, система заказа запчастей строго регламентирована по времени и непрерывность ее функционирования весьма важна. Именно поэтому было решено радикально повысить надежность ИТ-сервисов.
Поддержка развития
Очевидно, что при увеличении числа филиалов возрастает информационная нагрузка на головной офис. С этой точки зрения существовавшая инфраструктура была явным узким местом предоставляемых ИТ-сервисов.
Повышение надежности с помощью обычного кластерного решения потребовало бы значительных затрат. Переход же на виртуальную платформу позволил бы при достаточно скромных инвестициях осуществить двух- и трехкратное резервирование виртуальных машин. Кроме того, существовали ИТ-сервисы, для которых миграция затруднена (например, те, что базируются на платформе Windows Server 2000). Перестроить их на более современные платформы проблематично, а их запуск на виртуальной машине решил бы массу проблем.
В компании любой проект рассматривается прежде всего с точки зрения совместимости с существующей инфраструктурой и программной средой. В силу ориентированности на платформу Microsoft при прочих равных условиях предпочтение отдается решениям именно этого поставщика. Однако в данном случае выбор осуществлялся в первую очередь по соображениям эффективности и стоимости владения, и хотя при выборе вариантов рассматривались и альтернативные системы, предпочтение все же было отдано решению Windows Server 2008 Enterpise Edition с технологией Hyper-V. После выбора решения совместно со специалистами компании TopS BI был разработан проект внедрения.
Для поддержания непрерывности предоставления сервисов развертывание первоначальной конфигурации проводилось с использованием кластера Virtual Server 2005 R2 SP1 на платформе Windows Server 2003 Enterpise Edition. В виртуальной среде был создан дубликат действующей системы сервисов DMZ. По окончании его тестирования была осуществлена полная миграция кластера виртуальных машин на платформу Windows Server 2008 Enterpise Edition с технологией Hyper-V. В итоге на виртуальную платформу были переведены все сервисы демилитаризованной зоны.
В результате, помимо рациональной организации существующих ИТ-сервисов, была достигнута некоторая экономия ресурсов. Производительности ранее закупленного оборудования оказалось достаточно для функционирования всех сервисов одновременно на одном узле (всего узлов три) — таким образом, повышена отказоустойчивость системы. Кроме того, получен запас по производительности, который можно использовать для создания дополнительных виртуальных машин и дальнейшего развития инфраструктуры. Также упростилось проведение профилактики на серверах, установка обновлений на операционные системы, так как теперь это реально делать в течение рабочего времени и нет необходимости во внеплановых ночных работах.
«Конечные пользователи никаких изменений не ощутили и, вероятно, даже не подозревали об этом проекте», — отмечает Вороной. В данном случае сотрудники и не должны ничего замечать: незаметный переход можно считать критерием грамотно осуществленной миграции, а отсутствие нареканий со стороны пользователей — показатель верно выбранного решения.
Экономия не миф
О планах развития проекта на данный момент говорить сложно. Первоначально переход на новую версию Windows Server планировался на 2010 год, но при нестабильности рынка эти перспективы сомнительны. Что же касается расширения использования виртуализации, то очевидных экономических выгод от ее применения в других областях инфраструктуры не наблюдается. По оценкам ИТ-специалистов компании, на нее стоило бы обратить более пристальное внимание при наличии хотя бы десяти приложений, не до конца загружающих аппаратные мощности. В этом случае появляется возможность экономии на электроэнергии, не говоря уже о числе лицензий и серверном оборудовании.
Сокращение затрат за счет использования виртуализации отнюдь не является мифом, подчеркивает Вороной. Когда корпоративная система состоит из нескольких десятков небольших приложений, каждое из которых занимает отдельный сервер, возможности для оптимизации ИТ-инфраструктуры весьма велики. Такая специфика организации корпоративных приложений предопределяет интерес предприятий к виртуализации.