Рынок CRM вырос вдвое
По оценкам аналитиков DSS Consulting, в 2008 году число внедрений систем класса CRM в России, по сравнению с 2007 годом, увеличилось более чем вдвое. Такой существенный рост говорит о безусловной востребованности решений, ориентированных на взаимодействие с клиентами. При этом количество завершенных проектов увеличилось лишь для 13 CRM-систем из 24-х постоянно и активно внедряющихся на рынке. По географическому признаку, естественно, наибольшая активность наблюдается среди организаций Центрального федерального округа. На второе место вышел Приволжский федеральный округ, а на третьем оказался Северо-Западный федеральный округ. По отраслевому признаку решения CRM наиболее активно внедрялись среди компаний сфер торговли и услуг, аккумулировавших почти половину осуществленных проектов. Позади них с огромным отрывом следуют производственные и финансовые предприятия, а также консалтинговые и ИТ-компании.
Голодные инсайдеры
37% сотрудников признались, что готовы выкрасть корпоративную информацию, если смогут заработать на этом хорошие деньги. Исследование, проведенное Infosecurity, показало, что из числа людей, выразивших готовность пойти на кражу, 63% желают заработать на этом хотя бы 1 млн евро. Есть и сотрудники с более скромными запросами: для 10% будет достаточно суммы, позволяющей расплатиться за взятые кредиты, а 2% раскроют корпоративные секреты за ужин в дорогом ресторане. Информация, к которой имеют доступ сотрудники из «группы риска», весьма многогранна. Это клиентская база, бизнес-планы, данные учетных систем, информация о сотрудниках и привилегированные учетные записи. Две трети опрошенных полагают, что украсть корпоративную информацию очень легко, а 88% признает, что данные, к которым они имеют доступ, весьма ценны.
Виртуализация: проблем больше, чем преимуществ
Большинство компаний испытывает серьезные проблемы с использованием технологии виртуализации. В силу этого ожидаемые от ее внедрения преимущества удается получить далеко не всегда. Виртуализация находит все более широкое применение: по данным Network Instruments, более половины использующих ее компаний переводят на виртуальную платформу критичные для бизнеса приложения и сервисы. Наиболее распространен этот подход в отношении серверов, поддерживающих работу электронной почты и Web-порталов. Более того, около 40% компаний заявляют о выходе виртуализации на уровень рабочих станций. Однако 55% опрошенных признаются, что получают от виртуализации больше головной боли, чем преимуществ. Среди главных проблем называются недостаточная прозрачность полученной инфраструктуры и дефицит средств для контроля эффективности работы виртуального оборудования, а также отсутствие у сотрудников необходимых компетенций. Еще 21% выражает озабоченность вопросами безопасности виртуальной инфраструктуры. В целом для 60% компаний практически непреодолимым барьером становится управление технологией. Еще 50% жалуются на то, что внедрение виртуализации обходится слишком дорого.
Сколько стоит ERP?
Как известно, проекты по внедрению ERP — самые длительные и затратные. Интересна попытка аналитиков Panorama Consulting обобщить характеристики подобных проектов. Разумеется, чем крупнее и комплекснее проект, тем больше он отнимает времени и средств. В среднем ERP-проекты продолжаются около 20 месяцев (здесь и далее речь идет о внедрении полного функционала системы). В крупных транснациональных компаниях они могут длиться до трех лет, а на предприятиях SMB — вдвое меньше. Средняя стоимость проекта составляет 8,5 млн долл., а для предприятий SMB снижается до 3 млн долл. Также полезно оценить стоимость проекта в терминах годовых продаж компании. В среднем это 9% (10,5% — для небольших компаний и 5% — для более крупных). С этой точки зрения внедрение ERP дается компаниям SMB гораздо трудней, так как в любом проекте некоторое количество усилий не зависят от его масштаба. Разумеется, стоимость проекта существенно зависит от таких деталей, как уровень кастомизации системы, «глубины» внедрения и сложности бизнес-процессов. В целом проектные расходы могут быть разделены на три категории. К первой относятся «технические» расходы — стоимость лицензий, установки, тестирования, интеграции и поддержки. Вторую составляют расходы на «бизнес-внедрение»: изменения в организации и управление ими, реорганизация бизнес-процессов и тренинги. Третья категория состоит из «дополнительных» расходов: трансформации данных, командировочных расходов и т.п. Как правило, львиную часть бюджета — до 70% — аккумулирует именно техническая категория. На бизнес-аспекты внедрения тратится гораздо меньше. Большое количество ERP-проектов становятся проблемными именно из-за недостаточного внимания к этим аспектам.