От ERP отказываются
Европейский рынок ERP переживает из-за кризиса серьезный упадок. 21% компаний, опрошенных IDC, заявили о практически полном отказе в 2009 году от инвестиций в эти решения. Особенно сильным спад оказался во Франции, несколько меньшим — в Скандинавии и Германии. Характерно, что отказываются от инвестиций в ERP чаще всего в крупных компаниях с числом сотрудников более 2,5 тыс. Однако говорить о полном застое на западном рынке не приходится. Например, в нынешнем году отмечен рост на другие категории корпоративных систем, включая системы безопасности, инфраструктурное ПО, базы данных и особенно CRM. Компании весьма активно инвестируют в автоматизацию торговых сотрудников, электронную коммерцию, системы клиентского самообслуживания и средства управления лояльностью. В качестве основного ИТ-приоритета для компаний на 2009 год, естественно, выделяется сокращение издержек — его назвали в качестве главного 23% респондентов. Однако из этого следует, что для 77% компаний существуют и более важные категории, чем затраты. К ним можно отнести безопасность, консолидацию ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений, а также поддержку новых требований бизнеса. Каждая их этих категорий набрала более 10% голосов. В целом результаты исследования показали, что от четверти до трети компаний вошли в режим выживания, когда минимизация ИТ-затрат, влекущая за собой остановку проектов, стала необходимым условием сохранения их жизнеспособности. Однако есть и другая категория, которая продолжает инвестиции в автоматизацию процессов и повышение эффективности — как внутри ИТ-департамента, так и вне его.
«У компании в условиях кризиса всегда есть выбор: сокращение инвестиций или инвестиции в изменения», — говорит Александр Красовский, вице-президент по продажам и маркетингу компании «Ситроникс». Кризис — идеальный момент для реструктуризации, особенно когда необходимо «резать по живому». В это время наблюдается естественное снижение активности, поэтому есть возможность провести внутренние изменения в компании с наименьшими потерями. Например, речь может идти о централизации функций продаж и маркетинга, а также о других инициативах, повышающих эффективность работы. В «Ситроникс» освободившиеся из-за спада спроса на ИТ-услуги консультанты привлекаются к внутренним проектам, таким как CRM и электронный документооборот.
«Разумеется, в текущей ситуации речь может идти о реализации только тех проектов, которые дают быстрый и прямой экономический эффект», — подчеркивает Кирилл Соловейчик, генеральный директор «Ленполи-графмаш». Если проект можно остановить без серьезного ущерба для антикризисной стратегии компании, то в нынешней ситуации имеет смысл это сделать.
Однако прежде чем принять решение о заморозке проектов, необходимо тщательно оценить риски. Ни в коем случае недопустима остановка проектов, находящихся в завершающей стадии, а также проектов, реализация которых поможет пережить сложные времена с наименьшими потерями.
«Внедрять информационные системы, которые дадут эффект через два года, смысла нет», — согласен Дмитрий Иншаков, ИТ-директор «PricewaterhouseCoopers Россия». К числу актуальных на сегодняшний день технологий он относит виртуализацию и видеоконференц-связь. Например, сейчас жестко режутся командировочные расходы, однако потребность сотрудников в общении всегда останется. Видеоконференц-связь способна сыграть важную роль в процессе корпоративных коммуникаций.
В компании «Сибур-Русские шины» ИТ-проекты не закрывались, но был радикально сокращен бюджет на внешние услуги. Большинство работ ведется собственными силами, пусть и в ущерб скорости реализации. Начальник управления ИТ компании Марина Аншина отмечает рост признания топ-менеджментом средств аналитики. В условиях кризиса основные требования бизнес-заказчиков направлены на автоматизацию бизнес-процессов с целью сокращения персонала, построение информационной панели руководителя, оперативное планирование и анализ различных сценариев развития ситуации.
ИТ считают «врагом»
Бизнес-руководители весьма высоко оценивают важность технологий в деятельности своих компаний. Однако, как показало исследование, проведенное Forrester, большинство из них не склонно приписывать заслуги по обеспечению необходимыми технологиями своим ИТ-департаментам. Проблема заключается в том, что зачастую руководство компаний не воспринимает ИТ-подразделение как поставщика используемых технологий. Две трети топ-менеджеров в качестве поставщика ИТ-услуг называют компанию-разработчика внедренных решений. Как подчеркивают аналитики, при этом обычно забывают, что, независимо от модели приобретения ИТ-решений, в процесс предоставления услуг всегда вовлекаются внутренние ИТ-ресурсы.
«Сейчас как никогда требуется изменить формат взаимодействия ИТ и бизнеса. Раньше их отношения носили характер «холодной войны», а в условиях кризиса они зачастую оборачиваются прямым противостоянием», — говорит Сергей Захарцев, ИТ-директор банка «Платина». Причинами конфликта со стороны бизнеса являются непрозрачность вложений в ИТ, проблемные проекты и существенная доля затрат на ИТ в бюджете. ИТ-руководители же в ответ на обвинения жалуются на недостаточное финансирование и необоснованно сжатые сроки проектов, растущие требования к ИТ-решениям и непонимание бизнес-руководством роли ИТ в бизнесе.
Как бы ни говорили про важность технологий в бизнесе, ИТ-департамент все же является затратным подразделением. Однако при этом не надо забывать, что его участие в бизнес-процессах несоизмеримо выше по сравнению со многими бэк-офисными подразделениями. Поэтому удельные затраты на ИТ не столь уж и велики, как кажется многим бизнес-руководителям.
Ведущий рубрики — Николай Смирнов
Блог обозревателя: blogs.osp.ru/users/nikas77