Картина получается двойственная. С одной стороны, для многих предприятий и организаций инфраструктура информационных технологий — непрофильный актив, управление которым следует отдать на сторону. С другой — «прогрессивные» топ-менеджеры рассматривают ИТ как инструмент стратегического управления, поэтому считают рискованным делом передать целиком на аутсорсинг функции сопровождения и развития информационной системы — вдруг этот инструмент окажется неработоспособным или, что еще хуже, конкуренты смогут получить доступ к конфиденциальной информации или к ИТ-компонентам, содержащим стратегически важные сведения об особенностях бизнес-операций и бизнес-процессов, которые обеспечивают предприятию преимущества в конкурентной борьбе. Кроме того, у бизнес-руководства зачастую нет уверенности, что, передав ИТ на аутсорсинг, предприятие или организация повысит качество ИТ-обслуживания, снизит издержки или уменьшит риски.
Менее «прогрессивные» топ-менеджеры, как правило, не уделяют большого внимания ИТ-поддержке бизнеса (другими словами, она находится вне их поля зрения), поэтому и об ИТ-аутсорсинге речь не идет.
Разумеется, многое зависит от позиции предприятия или организации в отношении использования услуг подрядчиков, а также от уровня зрелости или, если угодно, культуры аутсорсинга для реализации основных целей и задач бизнеса. Если организация готова использовать помощь аутсорсеров и умеет применять их услуги, управлять ими и добиваться своих целей, то и к ИТ-аутсорсерам отношение будет сугубо прагматичным, непредвзятым и взвешенным. И наоборот, если в организации принято опираться на собственные силы, то и об ИТ-аутсорсинге вспомнят лишь как о крайней мере в ситуации, когда силами штатных сотрудников не удастся обеспечить требуемые функции с нужным уровнем качества.
Немалую роль в том, что бизнес сдержанно относится к ИТ-аутсорсингу, играют высокие цены на услуги поставщиков ИТ-услуг. Например, до недавнего времени заказная разработка ПО в Индии обходилась дешевле, чем в России, поэтому многие наши предприятия предпочитали не заказывать разработку внешней компании (если только речь не шла об относительно небольших разовых заказах), а собирать собственные команды программистов. Схожая ситуация наблюдается и в других ИТ-направлениях.
Наибольшего успеха аутсорсинг достиг в телекоммуникационной сфере. Редкая компания сегодня располагает собственной географически распределенной сетью. Каналы связи, как правило, арендуются, что объясняется в первую очередь очень высокими затратами на создание и сопровождение таких сетей. Цена имеет огромное значение для аутсорсинга.
Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z