Отразился ли уровень автоматизации розничных сетей, достигнутый ими к осени 2008 года, на их способности выстоять в неблагоприятных кризисных условиях? Вот что считают эксперты.
Алексей Лымарь, директор по ИТ компании «Мир»:
Безусловно, уровень автоматизации отразился на состоянии розничных сетей. Например, размер общего товарного запаса сети напрямую зависит от уровня автоматизации процесса управления распределением товаров, применяемых для этого алгоритмов и качества исходных данных. В условиях кризиса последствия использования «ручных» процедур управления распределением и недостаточно достоверных данных в виде неизбежных «перекосов» ассортимента, необоснованно завышенных складских запасов влекут очень существенные финансовые потери. Компания, которая успела решить эти проблемы раньше, окажется в более благоприятных условиях.
В условиях кризиса неизбежно возникает вопрос о сокращении и оптимизации операционных затрат. Не в последнюю очередь это касается сокращения персонала. Технологии, с помощью которых компания перерабатывает информационные потоки, в большой степени определяют возможность такого сокращения.
Алексей Алексеев, начальник проектного отдела ИТ-холдинга «1-й Архитектор бизнеса»:
Осенью 2008 года, когда разразился кризис, мы убедились, что ритейлеры, которые успели серьезно развить свою ИТ-структуру, смогли не просто выжить, но и повысили свою эффективность. Нужно было решить две главные проблемы: сократить издержки и увеличить продажи. Аналитические возможности автоматизированной системы позволяют закупать более дешевый товар, эффективно управлять поставщиками. Примерно на 30% увеличивается оборачиваемость товара: анализ позволяет находить товар с низкой оборачиваемостью и отказываться от него в пользу товара с высокой. Автоматизация склада снимает проблему пересорта, быстрее проходит инвентаризация. Такие маркетинговые акции, как установка «счастливых часов», обслуживание дисконтных карт, возможны только при условии автоматизации. Примерно на 30—50% сокращаются кражи в магазинах. В частности, современные POS-системы, включенные в общую учетную систему, избавляют от проблемы краж кассирами (эти кражи достигают порой 3—5% от оборота). Разумеется, снижаются издержки и за счет отказа от ручного учета.
Владимир Скородумов, директор направления «Ритейл и дистрибуция» компании «Корус Консалтинг»:
Никакая, даже самая продвинутая ИТ-инфраструктура, не застрахует розничную сеть от недальновидной финансовой политики, упора на экстенсивный рост и неоптимизированных бизнес-процессов. «Гранды» отечественного ритейла выстояли не столько за счет ИТ, сколько благодаря продуманным и осторожным действиям. Выигрыш конкретной сети сейчас будет измеряться тем, насколько оперативно компания реагирует на запросы потребителя, и информационные технологии здесь смогут помочь — но только в том случае, если люди в компании умеют вести бизнес.
Иван Артамонов, руководитель дирекции системной интеграции компании «УСП КомпьюЛинк»:
В условиях кризиса выигрывает в первую очередь тот, кто делает ставку на сокращение издержек. Бесспорно, прозрачность работы магазинов и складов, которую призваны обеспечивать ИТ-системы, дает больше возможностей для маневрирования и поддержки мер, разработанных в рамках антикризисных программ.
Роман Чернин, руководитель департамента компании Naumen:
В период изменений важность выстроенных процессов нельзя переоценить. При этом необходимо, чтобы выбранное средство автоматизации было достаточно гибким. Яркий пример — системы управления персоналом. Если «традиционный» кадровый учет ведут все, то управление компетенциями, обучение и аттестации только начинают осознавать как бизнес-процесс. Не случайно именно сейчас растет спрос на HR-системы, позволяющие быстро выстроить управление обучением и аттестациями персонала, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Алексей Иванов, коммерческий директор компании «Информконтакт консалтинг»:
Большинство сетей смогут найти не только возможности снизить ИТ-затраты, но и повысить эффективность. Многие сети до кризиса ориентировались на имиджевые ИТ-решения, эти компании сегодня имеют возможность снизить свои затраты на сопровождение за счет перехода на отечественные разработки. К сожалению, многие компании недооценивают экономическую эффективность решений, стоящих за рамками автоматизации управления товарными потоками. Например, благодаря автоматизации бюджетирования и управления персоналом можно не только заметно сократить соответвующие затраты, но и повысить общий уровень эффективности бизнеса.
Валерий Воробьев, директор компании «АСАП Консалтинг»:
Для розничных сетей кризис носит характер существенного изменения ассортимента и номенклатуры товаров, на который ориентируется спрос. Оперативно учесть изменение предпочтений покупателей, чтобы исключить замораживание оборотных средств, невозможно без качественной автоматизации. Высокая культура в области использования ИТ, безусловно, поможет оперативно настроить текущий ассортиментный ряд розничных сетей под текущий характер спроса, минимизировать затраты и получить максимальный денежный поток.
Глеб Альтер, начальник отдела продаж компании «БОСС. Кадровые системы»:
В современных условиях розничные сети без автоматизации совершенно неуправляемы и, значит, неконкурентноспособны. Легче будет тем, кто успел завершить основные проекты автоматизации до конца 2008 года и будет работать на более современном ПО и оборудовании. Автоматизация снизит затраты розничных сетей и увеличит доходность, поможет выжить и противостоять агрессивному поглощению другими игроками рынка.
Анатолий Степанский, коммерческий директор компании «Импакт-Софт»:
Сети с высоким уровнем автоматизации имеют более высокую оборачиваемость товара, следовательно, удорожание кредитов сказалось на них в меньшей степени. Четкое управление товарными запасами позволяет оптимизировать требуемый объем оборотных средств в условиях подорожавших кредитов. Использование функций повышения лояльности клиентов позволяет сохранить имеющихся покупателей и привлечь новых. Контроль за ценами конкурентов помогает избежать потерь покупателей. Ну а за счет централизованного управления сетью удается оптимизировать количество и уровень квалификации персонала.
Дерек Макдоннелл, региональный директор по России, СНГ и странам Балтии компании Tibco Software:
Не только высокий уровень автоматизации помогает компаниям выстоять в условиях кризиса. Компании с гибкими бизнес-процессами смогли быстрее изменить свои процедуры и адаптироваться к новым условиям рынка. Компании с полностью интегрированными информационными системами, рабочими бизнес-процессами и активной обработкой событий могут быстрее реагировать на изменения.
Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус»:
Во время кризиса для любой розничной сети очень важна гибкость: компания должна оперативно реагировать на изменения внешней среды. Для принятия правильных решений нужны прежде всего точные исходные данные, основным источником которых является информационная система. Хорошая система также позволяет быстро реализовывать принятые решения. Следовательно, высокий уровень автоматизации способствует возможности выстоять в кризисных условиях. Вместе с тем, я бы все-таки не переоценивал значение ИТ во время кризиса: например, объем долговых обязательств розничной сети — гораздо более важный фактор.
Михаил Дьяконов, руководитель направления «Коммерческие аптеки — регионы» компании «Эскейп»:
Кризис заставляет более оперативно принимать решения, а правильные решения принимаются на основе достоверной информации. Качество и уровень информатизации сыграли не последнюю роль в конкурентной борьбе розничных сетей и укреплении позиций тех, кто уделял серьезное внимание области ИТ до осени 2008 года и продолжает делать это сейчас. В особенности это касается тех, кто сумел внедрить ИТ, помогающие развить различные услуги для работы с поставщиками и покупателями. Поиск оптимальных закупочных цен, с одной стороны, и привязка клиентов к своим точкам продаж, с другой, — один из основных рецептов выживания для розничных сетей в современных условиях.