Университеты и вузы страны активно развертывают у себя суперкомпьютеры и мощные центры обработки данных. Смогут ли эти вузы в результате получить реальную пользу? И не окажется ли совокупная стоимость владения непосильно высокой, даже если оборудование по
Андрей Коротков, заведующий кафедрой «Системы управления бизнес-процессами» школы IT-менеджмента АНХ, старший научный сотрудник института математических проблем в биологии РАН:
Напомню старую индийскую притчу. Трех слепцов подвели к слону и попросили высказать свои впечатления о нем. Один ощупал хобот, другой ногу, а третий хвост. Как вы понимаете, представление этих людей о слоне было не вполне полным и адекватным.
Заменим слона на суперкомпьютер. Можно много рассказывать об архитектурах, программном обеспечении, параллельных вычислениях, рисуя схемы мелом на классной доске. Но до тех пор, пока студенты не станут решать практические задачи на реально действующих машинах, они будут подобны слепцам из индийской притчи.
Вот пример из жизни. Я являюсь старшим научным сотрудником института математических проблем в биологии РАН. Информацию о процессах, происходящих в живой клетке, невозможно структурировать, смоделировать и обработать без суперкомпьютеров. Нужны специалисты с новыми компетенциями, умеющие правильно сформулировать цель, задачи и методы исследования. Сегодня этому можно и нужно учить уже в вузе. Для меня появление центров компетенции по суперкомпьютерам в учебных вузах — возможность решить одну из важных образовательных проблем в моей предметной области.
Михаил Кумсков, главный эксперт учебного центра компании Luxoft, профессор МГУ:
На мой взгляд, польза от развертывания суперкомпьютеров и ЦОД в вузах и университетах есть, причем большая! У сотрудников и студентов вузов появилась возможность получить знания и навыки работы с этими системами, что, безусловно, уже ценно. Это оборудование может быть эффективно задействовано для научных и инженерных расчетов, таких как квантово-химические расчеты, численные и криптографические методы, эволюционные алгоритмы оптимизации. Совокупная стоимость владения в данной ситуации — некоммерческая статья расходов и не имеет значения для вузов, поскольку уже заложена в бюджет.
Мурат Маршанкулов, директор департамента сетевой интеграции компании «Ланит»:
Как показал опыт ЦОДов и суперкомпьютеров, уже существующих в вузах, — польза от них несомненна. Сами по себе суперкомпьютеры — это не только очень большие вычислительные мощности, но еще и отличный учебный полигон: опыт программирования для таких суперсистем — неоценимое умение. Тут можно параллельно учить не одну группу.
Опасения по поводу совокупной стоимости владения на мой взгляд напрасны. Поначалу может показаться, что получить отдачу от такого оборудования будет непросто. Однако это совсем не так. Ресурсы суперкомпьютеров и возможностей хранилищ данных ЦОД, как показала практика, сегодня востребованы у сторонних пользователей. Таким образом, можно не просто окупить стоимость владения, но и извлечь реальную выгоду.
Евгений Бахин, директор по стратегическому развитию компании «Аскон»:
Реальная польза от применения мощных суперкомпьютеров и ЦОД будет достигнута в том случае, если вуз найдет адекватные задачи для них. Например, если на предприятиях, куда пойдут выпускники вуза, используется подобное оборудование, то есть прямой резон знакомить студентов с его практическим применением. Вуз с таким оборудованием может стать центром мощных вычислений и хранения данных для внешних заказчиков, особенно если в регионе такие услуги пока не развиты.
Есть еще один аспект. Мощное инфраструктурное оборудование необходимо серьезным техническим вузам для решения сложных задач проектирования, конструирования, ведения состава изделия, инженерных расчетов (то есть задач CAD/ CAM /CAE/ PDM с выходом на поддержку всего жизненного цикла изделий). Как показывает опыт работы нашей компании с вузами, на старших курсах толковые студенты нуждаются в профессиональном ПО и оборудовании того же уровня, что и инженеры аналогичных специальностей в конструкторских бюро и на производствах. При существующем дефиците грамотных инженерных кадров (никакой кризис эту ситуацию качественно не меняет!) вузовские проектные команды из преподавателей и студентов вполне могут решать конструкторские и расчетные задачи предприятий не только своего региона, но и любых глобальных заказчиков.
Сергей Щербина, директор по маркетингу группы компаний «Сервис Плюс»:
Во многих странах университеты являются не только образовательными, но и научными центрами. В России также начата работа по повышению научной значимости высших образовательных учреждений, поэтому строительство в них ЦОДов и развертывание суперкомпьютеров вполне оправданно, особенно учитывая их важность для фундаментальных исследований. Применение суперкомпьютеров не только в образовательном процессе, но и в научных прикладных и фундаментальных исследованиях даст в дальнейшем возможность использовать различные методы финансирования их обслуживания и модернизации, в том числе за счет выполнения коммерческих и совместных международных проектов.
Юрий Корюкин, директор по корпоративным проектам компании ABBYY:
Весь вопрос только в том, что первично. Если закупается дорогостоящее оборудование, а затем все начинают придумывать задачи, чтобы загрузить его и обеспечить работой ЦОД, то стоимость владения может оказаться действительно непосильной. Если же есть задача и для ее решения приобретается дорогостоящее оборудование и организован центр обработки данных, то, скорее всего, учебное заведение только выиграет. Причем речь идет не только об организационном выигрыше (нет потерь информации или документов, усиливается контроль за исполнением, уменьшаются сроки обработки и т.д.), который сам по себе экономит деньги, но и о вполне реальной экономии ресурсов, которую можно очень просто посчитать.
Есть много вузов, которые автоматизировали различные процессы обработки информации, даже не устанавливая суперкомпьютеры и не организовывая ЦОДов. Среди таких процессов — прием документов от абитуриентов, обработка зачетных ведомостей, библиотечные процессы. По их собственным подсчетам, вузы имеют совершенно понятный выигрыш в производительности, и о непосильно высокой стоимости владения даже нет речи, так как уже на второй год экономия не только превышает стоимость обслуживания, но и стоимость самого оборудования и технологий. То есть главное, конечно, — не превращать организацию ЦОДа и покупку сверхпроизводительного оборудования в самоцель, а исходить из задач, которые планируется решать с их помощью.
Лев Гитер, директор по маркетингу компании «Айпинэт»:
Предстоящие реформы образования приведут к реструктуризации учебных заведений, распаду старых и объединению новых вузов, а следовательно, — и к изменению их технической оснащенности. Сейчас рассуждать об этом можно только теоретически. На фоне финансового мирового кризиса развитие ЦОДов в вузах будет временно приостановлено, во-первых, из-за сокращения бюджетов финансирования и, во-вторых, по причине кадрового дефицита технических специалистов, обслуживающих оборудование (российские вузы пока не могут обеспечить высокий уровень заработных плат специалистов). Несмотря на это, образовательные программы российских вузов направлены на модернизацию инфраструктуры учебных заведений. Бюджеты на расширение технической базы вузов государство будет выделять, правда, в меньших объемах по причине кризисной ситуации в стране и мире.
Иван Жаднов, руководитель предпродажной практики консультационной фирмы МРЦБ:
Государственные и частные инвестиции в создание вычислительной инфраструктуры вузов, безусловно, оправданны. Как пример, в рамках национального проекта «Образование» предусмотрены средства для развития вычислительных центров учебных заведений.
Российские вузы сегодня — это не только кузница кадров, но и быстро развивающаяся отрасль экономики, перед которой стоят амбициозные планы по развитию инновационных технологий. Вывести учебный и научный процессы на новый уровень без применения современных ИТ невозможно. Это, в свою очередь, требует создания мощной вычислительной инфраструктуры.
Единственный вопрос, который очень остро обсуждается в кругах ИТ-директоров, — это централизация и децентрализация вычислительных ресурсов, так как образовательная отрасль РФ не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, а федеральная университетская компьютерная сеть России, создаваемая ФГУ «Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций», не обеспечивает всем участникам информационного пространства достаточного уровня обслуживания.