По данным Росстата, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет в 2007 году уменьшилась на 3%, что в определенной степени повлекло сокращение числа дневных общеобразовательных учреждений. Сказывается влияние на ситуацию демографической ?ямы? начал
Большинство компаний в попытках оптимизировать расходы сегодня сокращают образовательные программы и персонал, хотя в условиях высокой конкуренции во время кризиса именно «кадры решают все», то есть их наличие и квалификация. Выход на рынок большого количества специалистов способен разрешить проблему нехватки кадров, обусловленную демографическими провалами. Отказ же от образовательных программ нанесет существенный ущерб сложившейся системе повышения квалификации и бизнес-образования в целом.
До недавнего времени рынок бизнес-образования (в том числе и в области ИТ) демонстрировал тенденции к росту, ежегодно увеличивалось число компаний, предлагающих тренинговые услуги. Например, в прошлом учебном году количество учащихся очных курсов учебно-консалтингового центра профессиональной подготовки «Академия АйТи» увеличилось на 15%, причем доля бизнес-образования выросла с 2,3 до 7%, а дистанционного обучения — с 6,2 до 19%. Рост рынка ИТ и кадровый дефицит, неудовлетворенность компаний ИТ-квалификацией выпускников вузов создавали спрос на подобные услуги, заставляя искать новые подходы, разрабатывать стандарты в области обучения, наводить мосты между образованием и бизнесом. В настоящее время на российском рынке действуют около 80 крупных тренинговых компаний и около 110 школ MBA, причем большая часть находится в Москве. Однако ввиду сложившейся ситуации корпоративное образование в ближайшей перспективе может практически исчезнуть. Выживание же бизнес-школ и университетов будет зависеть от их целевой аудитории: большая часть школ, ориентировавшихся на корпоративных клиентов, разорится или временно прекратит свою деятельность, те же, кто работает в основном с частными клиентами, потеряют немного, но таких, увы, единицы.
Это связано с тем, что обычно люди используют «паузу» в работе для вложений в себя, свою стоимость, так как все понимают, что кризис не может длиться вечно и их дальнейший успех зависит от их конкурентоспособности. Кроме того, и в благополучные времена многие старались получать образование за свой счет, а не за счет компании, так как, получив диплом, планировали сменить место работы. Спросом пользовалось качественное бизнес-образование: актуальные знания, возможность изучать опыт работы отечественных компаний в деловой среде, обмен опытом, новые эффективные формы обучения.
Сегодня, по признанию экспертов, на рынок выброшено много специалистов (особенно менеджеров из строительной и финансовой отраслей), что является еще одним аргументом в пользу отказа от вложения средств в образовательные программы — можно взять с рынка освободившегося, готового специалиста. Но такой подход достаточно рискован: пройдет не менее полугода, пока пришедший сотрудник впишется в коллектив и бизнес компании, и компания получит отдачу.
Государство — школам
Еще несколько лет назад государство осознало, что существует неразрывная связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. Внедрение инноваций во все сферы жизни потребовало стимулировать систему образования — в этом и состоит первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование», начатого в 2006 году.
Выявляя и поддерживая «точки роста», государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи — делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования, например обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в Internet.
В результате реализации национального проекта «Образование», по сообщению Юрия Ижванова, первого заместителя директора по научной работе федерального государственного учреждения ГНИИ ИТТ «Информика», разработавшего в 2002 году портал edu.ru — «Российское образование», на 20 мая 2008 года более 52 тыс. образовательных учреждений России были подключены к Internet, 7294 школам был обеспечен доступ по спутниковой связи и 420 образовательных учреждений не подключено (новостройки). Доступ к сети в рамках проекта финансировался до октября 2008 года, и средства на поддержку инфраструктуры сегодня должны выделять регионы. Оказалось, что в некоторые региональные бюджеты не было заложено соответствующих средств, поэтому уже сегодня идет процесс отключения школ: в октябре истек срок оплаты трафика у 597 школ, в ноябре таких школ будет 8,7 тыс, в декабре — 15,6 тыс., в январе 2009 года — 17,9 тыс, в феврале могут быть отключены более 23,5 тыс. школ.
В результате реализации программы количество школьников, приходящихся на один компьютер, снизилось с 48 до 20 человек, а доля учителей, владеющих необходимыми навыками работы в новых условиях, увеличилась с 31 до 41%. Можно однозначно сказать, что, поскольку около 60% учителей не используют персональные компьютеры в образовательных целях, достичь желаемого результата не удалось, хотя портал (fcior.edu.ru) Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, созданного в 2006 году, содержит более 10 тыс. модулей так называемых электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в помощь учащимся и преподавателям школ и вузов. Дальнейшее развитие ЭОР требует соответствия ресурсов международным требованиям, а также требованиям совместимости и кроссплатформенности; единой методологии оценки технологических характеристик ЭОР; механизмов экспертной оценки качественных характеристик ресурсов; упрощения поиска и доступа к базе; обеспечения обратной связи с пользователями. За реализацию проекта взялась компания IBS, и на это было выделено около 80 млн. рублей.
До 2010 года на обеспечение лицензионной поддержки коммерческих базовых программных продуктов для школ, согласно поддерживающему проекту «Обеспечение лицензированной поддержки базового пакета программного обеспечения для использования в образовательных учреждениях РФ в 2007—2009 гг.», из бюджета будет выделено около 2,7 млрд. рублей: 2 млрд. составит стоимость лицензий, остальное направлено на обеспечение технической поддержки. В базовый пакет школьного программного обеспечения, состоящий из 56 компакт-дисков, входят операционная система, офисные приложения, антивирус, архиватор, средства разработки, графический редактор, программы для обработки фотоизображений, продукты для автоматизации управления школой. В комплект включены программные продукты компаний «1С», ABBYY, Adobe, Borland, Corel, Microsoft, RARlab, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Аскон» и «МегаВерсия». Всего для российских школ будет выпущено 65 тыс. коробок с дисками. В среднем стоимость пакета, который должен быть установлен к концу 2009 года, составит 2 тыс. рублей на один ПК.
Компания «Verysell Проекты», например, поставила программно-технологический комплекс «Электронная учительская» в полторы сотни школ Оренбуржья и республики Марий Эл. Данный комплекс был разработан компанией «Хронобус» на платформе «1С» и дополнен специалистами Verysell. В рамках проекта были установлены общешкольные серверы хранения данных, обеспечивающие формирование и сбор информации; предоставлена возможность подключения персональных компьютеров администраторов школы к серверу для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующим оперативным предоставлением формализованных отчетных данных вышестоящим органам образования; все преподаватели-предметники получили полноценные автоматизированные рабочие места на базе карманных персональных компьютеров, оснащенных программным обеспечением для ведения электронных аналогов классных журналов и персональной записной книжки. Также было обеспечено взаимодействие КПК и сервера на основе механизма синхронизации через WiFi-соединение.
На специализированном портале shkola.edu.ru можно получить информацию по установке и использованию программ, пройти обучающие курсы, скачать обновления. Работает контакт-центр, специалисты которого будут оказывать консультации учителям.
Пока же на семидесяти процентах из 670 тыс. персональных компьютеров, установленных сегодня почти в 56 тыс. российских школ, используются нелицензионные программы, и только на 0,02 % ПК применяется свободное программное обеспечение. Использование в учебном процессе свободного ПО позволило бы избежать проблем с покупкой лицензий.
Лицензии на программное обеспечение, входящее в стандартный пакет, закупались со сроком действия три года — планируется, что за этот срок будет создан аналогичный пакет на базе свободного программного обеспечения. В трех пилотных регионах — Томской области, Пермском крае и Республике Татарстан уже началась апробация соответствующего пакета, и на нее было выделено 20 млн. руб. Проблема состоит лишь в том, что сообщество разработчиков свободного ПО достаточно замкнуто и нужно уметь находить с ними общий язык и получить дружественные интерфейсы.
В значительной степени именно благодаря мероприятиям, проводимым в рамках приоритетного национального проекта, в 2007 году, по мнению аналитиков IDC, наиболее активно потреблял ИТ-услуги сектор образования. И хотя его доля рынка пока весьма небольшая, темпы роста достигли 167 %. Большинство экспертов, в том числе представители академической науки Юрий Раппопорт, старший научный сотрудник РАН, и Надежда Елкина, научный сотрудник библиотеки РАН, считают, что в ближайшем будущем объем инвестиций в ИТ в образовании не изменится, хотя из-за сложившейся рыночной ситуации, по мнению Валентины Марихиной, заместителя директора Института новых образовательных технологий РГГУ, возможно их снижение. С другой стороны, любое образование в области ИТ в ближайшем будущем потребует, по мнению Бориса Попова, руководителя направления Web/Development МАОВ, существенных вложений в информационные технологии.
ИТ в высшей школе
Информатизация затронула и высшую школу. По данным Росстата, к концу 2007 года в государственных и муниципальных вузах один персональный компьютер приходился на шесть студентов очной формы обучения, в государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования — на десять студентов. Доступ в Internet был обеспечен с 67,3 % компьютеров в вузах и с 43,3 % компьютеров — в средних специальных учебных заведениях.
Национальный проект «Образование» предусматривает стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2006 и 2007 годов осуществляется государственная поддержка 57-ми инновационных вузов-победителей.
Например, в рамках проекта «Образование» начата модернизация информационно-технического обеспечения учебного процесса Российского университета дружбы народов (РУДН). Подрядчиками выступают «Кварта Консалтинг» и «Кварта Технологии». Будет обновлена ИТ-инфраструктура и внедрены автоматизированные средства организации учебного процесса. Необходимое ПО будет закуплено в рамках соглашения по программе Campus and School Agreement, заключенного между РУДН и Microsoft.
Планируется сформировать сеть национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов –— комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах — Сибирского и Южного федеральных университетов.
Перед новыми бизнес-школами поставлена задача подготовить современные управленческие кадры мирового уровня. В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и Московской школы управления «Сколково».
На конец 2007 года в России насчитывалось 1384 высших учебных заведения и, по мнению большинства представителей вузов, рынок образовательных услуг близок к насыщению. Введение двухступенчатой системы образования (бакалавриат и магистратура), а также планы по сокращению числа высших учебных заведений (в России останется всего 50 университетов и 150 институтов) обострит конкуренцию на рынке. Автоматизация основных бизнес-процессов и ИТ-поддержка учебной деятельности должны способствовать росту конкурентоспособности учебного заведения.
Наиболее перспективным направлением автоматизации вузов является внедрение комплексных систем управления учебным заведением (этап автоматизации бухгалтерского учета и отчетности можно считать завершенным). Подобный проект реализуется, например, в Томском государственном архитектурно-строительном университете.
Не менее актуальны для вузов, по мнению Светланы Колупаевой, проректора по информатизации Томского государственного архитектурно-строительного университета, и проекты по автоматизации управления учебным процессом. Автоматизированные системы управления учебным процессом внедряют МГТУ «Станкин» и СпбГПУ.
По мнению Олега Полубояринова, заместителя начальника учебно-методического управления МГТУ «Станкин», существенно облегчить повседневную деятельность способны системы электронного документооборота. Некоторые вузы уже внедрили СЭД, причем эти системы используются не только для автоматизации деятельности вуза, но и в целях обучения. Например, Астраханский государственный технический университет еще в 2006 году выпустил специалистов по документоведению и документационному обеспечение управления, которые проходили обучение на базе системы PayDox. Аналогичным образом поступают и другие вузы, например Государственный университет управления и МГТУ МАМИ.
Для учебно-методической поддержки процесса образования в рамках федеральной целевой программы «Образование»» компания IBS создала единый каталог учебно-методических материалов для 15 российских гуманитарных вузов, расположенных в различных регионах РФ. В ходе проекта, обошедшегося почти в 145 млн. рублей, в вузах была развернута инфраструктура, необходимая для создания и хранения электронных версий учебных материалов. Вузовские системы были интегрированы с Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов, и у преподавателей и студентов появилась возможность получить описания учебных материалов вузов-участников и в некоторых случаях их электронные версии.
Однако наибольшую конкурентоспособность, по мнению экспертов, вузам сегодня могут обеспечить сетевые технологии, которые, впрочем, являются базовыми, мультимедийные средства и технологии, электронные средства обучения и, как следствие, — базы знаний и дистанционное образование.