Сервис-ориентированная архитектура может не только использоваться для интеграции унаследованных систем, но и быть в основе ИТ-стратегии при открытии нового предприятия
Создавая свои продукты и услуги с нуля с применением сервис-ориентированного подхода, начинающие компании избавляются тем самым от груза вопросов, связанных с необходимостью учета культурных перемен, перестройки бизнес-процессов и изменения путей дальнейшего развития фирмы. Стартуя с нуля, вы получаете прекрасную возможность выстраивать все с самого начала. С этим согласен и генеральный директор компании Service-now.com Фред Ладди. Именно такая стратегия была избрана его организацией для получения конкурентных преимуществ. Компания Service-now.com является поставщиком решения IT Service Management, предоставляемого по запросу заказчика. Решение SaaS объединяет в себе достоинства методологии ITIL v3, технологии Web 2.0 и SOA, что позволяет заказчикам эффективно организовать управление на основе богатого опыта, накопленного другими пользователями.
Основывая свое предприятие, бывший технический директор компании Remedy and Peregrine прекрасно понимал, что программное обеспечение можно предоставлять пользователям более эффективными способами по сравнению с коробочным вариантом. Прежние системы не отличались достаточной гибкостью, внесение в них изменений отнимало слишком много времени, а пользователи жаловались на то, что они не в полной мере отвечают их потребностям. Проработав несколько лет в организациях, которые сегодня являются его конкурентами, Ладди пришел к выводу, что пришло время «все серьезно упростить». В 2004 году он учредил компанию Service-now.com, выбрав Internet в качестве платформы для построения своего нового продукта. Базовая архитектура, как он полагал, должна была обеспечивать «простоту, доступность, гибкость настройки конфигурации и легкость интеграции» программ, а также возможность их «неограниченного развития и поддержку бесконечного множества состояний». Кроме того, Ладди хотел устранить сложности, связанные с форматированием данных, и определить порядок взаимодействия с другими приложениями. По его собственным словам, «никаких альтернатив, никаких других решений здесь просто не могло быть. Единственно возможный путь связан с SOA».
Ладди и его команда могли позволить себе роскошь начать все с чистого листа, не забывая, однако, об уроках, усвоенных за долгие годы проектирования коробочных программных продуктов. Стоит отметить, что молодым компаниям удается избежать тех трудностей, которые возникают в процессе внедрения SOA перед зрелыми организациями. Речь идет в первую очередь о культурных изменениях и перестройке бизнес-процессов. Все члены новой команды ясно понимают перспективы SOA и те преимущества, которые сулит ее внедрение. Отсутствует сопротивление, присущее большинству реформ. Бизнес-процессы также разрабатываются с нуля, поэтому их не нужно менять. Формируется просто идеальный сценарий для внедрения SOA. В результате команда разработчиков Service-now.com сумела определить открытые стандарты и создать архитектуру, обеспечивающую простоту, гибкость, маневренность и легкость интеграции, что выгодно отличало ее от средств, имевшихся у конкурентов. В 2005 году у компании появился первый коммерческий продукт на основе Java. Сегодня он интегрирован более чем с 30 системами, в том числе с Tivoli, OpenView, LDAP, SMS, SiteMinder и Oracle Financials.
Пожиная плоды
Теперь Service-now.com пожинает плоды стратегического применения SOA. Продукт компании является хорошо настраиваемым, что позволяет легко адаптироваться к изменениям. Одну из главных трудностей представляет интеграция с партнерами, у которых нет гибкой архитектуры. Приходится писать код для специальных адаптеров. Недавно было принято решение интегрировать систему с продуктами компании SalesForce.com, которая также придерживается стандартов на основе SOA. Процесс интеграции занял всего одну неделю! Попробуйте проделать это с вашими средствами управления и системой CRM! Другое преимущество заключается в том, что один и тот же код может быть развернут как непосредственно у клиента, так и на сервере Service-now.com в качестве хостинговой услуги.
Специалисты Service-now.com утверждают, что SOA содержит меньше движущихся частей, усложняющих интеграцию. Внедрение сервис-ориентированной архитектуры в чистом виде предполагает независимость от конкретных платформ и технологий, что облегчает переход, например, от .NET к Perl или от Perl к Java. При правильном проектировании SOA упрощает процедуру интеграции любых версий стыкуемого программного обеспечения.
Усвоенные уроки
Как и в процессе любого другого внедрения, в данном случае не обошлось без полезных уроков. Ладди признал, что рекламные заявления о том, что с продуктами на основе SOA все станет значительно проще, заставили его задуматься. Он понял, что в результате внедрения SOA процедура интеграции с другими службами SOA упростится — отпадет необходимость стыковки с унаследованным программным обеспечением или компонентами, не имеющими отношения к SOA. Если двунаправленная интеграция с системой управления событиями ITIL компании Salesforce.com заняла всего лишь одну неделю, то для интеграции с программным обеспечением HP Openview и Tivoli Enterprise Console понадобилось сначала создать поверх унаследованного кода дополнительный уровень SOA и лишь потом двигаться дальше.
В команду Ладди входят как молодые, так и опытные сотрудники, которые в свою очередь заявляют, что им необходим молодой ум. Более опытные разработчики склонны придерживаться знакомых стереотипов и двигаться вперед привычным путем. Но те идеи, которые были хороши в прошлом, сегодня оказываются не столь эффективны. К примеру, Ладди не понимает, зачем сейчас писать API? Создание интерфейсов прикладных программ имело смысл в эпоху клиент-серверной архитектуры, но в случае с SOA это не
самый лучший вариант. По мнению Ладди, опытным разработчикам, приступающим к решению сегодняшних задач, следует «оставлять свой багаж за дверью». Главный совет — «выбирать самые простые и гибкие технологии». Члены его команды именно этим и занимаются. У них уже подобран целый набор средств с открытым кодом и технологий Web 2.0, позволяющих максимально повысить дружественность и настраиваемость уровня пользовательского представления.
***
Как показывает опыт Service-now.com, SOA может эффективно использоваться не только для интеграции унаследованных систем. На практике начинающим компаниям внедрить у себя эту архитектуру проще, чем компаниям, уже имеющим за спиной определенную историю. Начав с чистого листа и грамотно применяя сервис-ориентированную архитектуру, компания может получить существенные преимущества перед конкурентами, увязнувшими в унаследованных приложениях и устаревших бизнес-процессах. Кроме того, сразу начать с SOA гораздо проще, чем выстраивать эту архитектуру в дальнейшем.
Mike Kavis. SOA still isn't just for integrating legacy systems. CIO.com. 09/19/2008